Сочинение: С какой целью автор поэмы “Василий Теркин” постоянно подчеркивает “обыкновенность” своего героя?
Среди поэтических произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны, особое место занимает поэма Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”. Особое потому, что в военные годы ведущее место принадлежало лирике, что объяснялось необходимостью дать непосредственный отклик на быстро меняющиеся события. Но Твардовский, находясь в тех же условиях, сумел создать эпическое произведение в стихотворной форме, в котором показал и восславил лучшие черты русского национального характера.
Поэма “Василий Теркин”
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Тем самым автор подчеркивает типичность своего героя, в его образе обобщены лучшие черты русского народа.
Солдатская жизнь была знакома Твардовскому не понаслышке. Он сам был с осени 1939 года в действующей армии и начинал свой боевой путь в звании рядового. Будучи к
Поначалу это был персонаж в основном юмористического плана, но уже тогда его популярность среди солдат была столь велика, что многие считали Теркина реально существующим человеком. Стихотворный зачин к юмористической серии фельетонов и рисунков о Васе Теркине послужил поэту отправной точкой для “настоящего”, как он сам называл, “Василия Теркина”.
Но “настоящий” Теркин был уже не фельетонным персонажем, а живым, полнокровным реалистическим образом. Он сохранил как определяющую черту своей натуры оптимистический, неунывающий характер, склонный к юмору, но приобрел и многие другие качества, присущие русскому солдату: жизнестойкость, храбрость, чувство товарищества, особенно необходимое на фронте, смекалку и самообладание, а главное – непоказной патриотизм, составляющий духовный стержень его личности.
Лучшие его качества проявляются в те моменты, когда боевая обстановка становится критической и от находчивости и мужества Теркина зависит судьба многих его товарищей и командиров. Такой эпизод изображен, например, в главе “Переправа”.
Первый взвод, в котором служит Теркин, переправился через водный рубеж и закрепился на правом берегу. Остальным же переправиться не удалось: снаряд взорвался посреди понтонов.
Густо было там народу –
Наших стриженых ребят…
Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…
О судьбе первого взвода товарищам ничего не известно. В тревожном ожидании проходит ночь, а на рассвете…
…Два бойца сидят в дозоре Над холодною водой…
Видят, маленькая точка Показалась вдалеке:
То ли чурка, то ли бочка Проплывает по реке?..
Дозорные долго гадают, что это может быть. Один из них даже высказывает предположение, что это засланный к ним в тыл фриц. Но товарищ ему отвечает:
– Нет. А может, это Теркин? –
Кто-то робко пошутил.
Бойцы не могут поверить, чтобы их товарищ пустился вплавь через реку в ледяной ноябрьской воде. Но это оказывается именно он, Василий Теркин, который нашел единственно возможный способ связаться со своими. Его, окоченевшего, принесли в санчасть.
Положили для просушки,
Стали спиртом растирать.
Растирали, растирали…
Вдруг он молвит, как во сне:
– Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне,
Чтоб не все на кожу тратить?
Дали стопку – начал жить,
Приподнялся на кровати:
– Разрешите доложить…
Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!..
Выполнив тяжелейшее боевое задание, озябший и продрогший, Теркин не может обойтись без шутки, балагурства, вселяя тем самым оптимизм в души своих товарищей. Именно таким был типический образ русского солдата.
Народность образа Василия Теркина подтверждается еще и тем обстоятельством, что многие участники войны воспринимали его как живого человека. На его имя приходили письма. А в послевоенные годы многие бывшие фронтовики писали самодеятельные дополнения и продолжения книги про бойца Твардовского.
Это ли не всенародное признание литературного героя и его создателя!
Такая высокая оценка и всенародный успех “Василия Теркина” вызваны были тем, что Твардовский отличался превосходным знанием народной жизни, русского национального характера, а главным его художественным принципом была жизненная правда. Он был несгибаемым выразителем “правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька”. А важнейшим свойством его таланта был гибкий, меткий, тяготеющий к народной шутке, пословице русский язык.
Язык, который был понятен каждому читателю книги про бойца.