СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ЗАРОЖДЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ЗАРОЖДЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)

Психологический анализ явился огромным художе­ственным открытием XIX века. Это открытие в русской литературе связано с именами Л. Толстого и Ф. Достоев­ского, в европейской – с именем Стендаля.

Психоанализ явился миру вместе с новым классом, ко­торого не знала предыдущая история, – буржуазией. Пе­ред новым классом в самых разных областях человеческой деятельности стояли сложные и трудноразрешимые зада­чи. Их мог решить только тот, кто обладал сильным

умом и решительной волей.

Вот почему в буржуазную эпоху воз­никает идеал человека, который имеет ясный, энергичный взгляд, прямую напряженную осанку, жесты и выраже­ния, исполненные силы воли, руки, способные не только хватать, но и удерживать захваченное, ноги, энергично ступающие и твердо стоящие на завоеванной позиции. Подобные требования в одинаковой степени касались как мужчины, так и женщины.

Но самым существенным показателем рождения пси­хоанализа было то, что именно в буржуазную эпоху впер­вые в истории человечества возникает понятие о душев­ной красоте. Отныне жизненная цель не могла исчерпы­ваться

паразитическим наслаждением жизнью, свойствен­ным прежним эпохам. Теперь она стала более высокой.

До появления психоанализа и мышление понималось как простой отклик человеческого сознания на факт дей­ствительности. Синонимом факта была мысль. Но Л. Тол­стой первым среди мировых писателей воссоздал “диалек­тику души” – спонтанный психический процесс в самодви­жении.

В своих произведениях писатель показал, что ду­ховный мир человека столь же изменчив, как текучи реки; что мысль не то же самое, что факт, потому что мысль способна оттолкнуться от факта и парить в заоблачных далях; что в акт мышления включается весь предыду­щий опыт человека, и мысль связывает факт, который ее породил, с жизненным опытом, связывает настоящее и прошлое, прошлое и будущее; что мысль является переработкой факта в свете всего жизненного опыта че­ловека; что в акте мышления принимают участие и па­мять, и воображение, и фантазия; что мысль спокойно проникает из настоящего в прошлое, а из прошлого – в будущее.

Новаторство Ф. Достоевского состоит в открытии пря­мой соотнесенности отдельного человека с целым миром – миром не только современным, но и прошлым, и буду­щим. Тем самым писатель раздвинул узкие рамки частной жизни определенной ограниченной эпохи до предельно уни­версальной и общечеловеческой сцены с “последними во­просами” бытия и сознания. Вот почему у героя Ф. Достоев­ского исповедальное слово о себе сливается со словом о мире, интимное, переживание – с “капитальной” идеей, а личная жизнь – с судьбой мироздания.

Ф. Достоевский первым стал исследовать глубины че­ловеческой психологии и сокровенное содержание личнос­ти. В своих произведениях писатель последовательно ут­верждает абсолютную ценность личности и ее безгранич­ные возможности к совершенствованию. Он художествен­но и ценностно уравнивает бытие отдельного человека и целого мира. Вот почему каждый его герой обладает лич­ной правдой о мире, одержим “идеей-страстью”.

Все вместе герои Ф. Достоевского ведут большой диалог о мире, че­ловеке и Боге. Так возникает многоголосие “правд” – пре­дельная полифония в творчестве писателя.

Существенным достижением русского психоанализа XIX века стал ответ на вопрос: “Что такое человеческая душа и на что она опирается?”. Лев Толстой и Ф. Достоев­ский ответили на него каждый по-своему. Их ответы стали основой дальнейшего развития психологического романа в современной мировой литературе.

Точкой опоры человеческой души Л. Толстой считал со­весть. В своем “Дневнике” он пишет, что великое горе, от которого страдают миллионы, это то, что люди живут не по совести, не по своей совести. Что нельзя взять чужую совесть и жить по ней (например, по Христовой), иначе это значит жить ни по своей, ни по чужой совести.

Совершенно иной взгляд выражает Ф. Достоевский. В его “Записной книжке” обратное утверждение: “Совесть без Бога есть ужас. Лишь своими убеждениями нравственность проверить нельзя.

Проверка одна – Христос”. Исследуя душу человека, он в определенный момент проник в нее так глубоко, что даже испугался. Оказалось, что суть человеческой души состоит в абсолютном равнодушии к добру и злу. Писатель догадался, что гуманность – это лишь привычка.

И стоит только вместо привычной систе­мы нравственности подставить другую, как старая тут же рухнет. Стоит только выйти к народу и провозгласить: “Все дозволено!”, как тотчас толпы безумцев почувствуют освобождение от любых моральных запретов.

Открытие Ф. Достоевского оказалось пророческим. Уже в первой половине XX века один за другим на историчес­кую сцену стали выходить лжепророки и провозглашать вседозволенность. “Морально все, что служит делу рево­люции!” – констатировал лжепророк в России. “Я освобож­даю вас от химеры, называемой совестью!” – патетически заявил лжепророк в Германии.

Сегодня мы хорошо знаем, какие последствия имели эти лозунги для всей мировой истории.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ЗАРОЖДЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ