Сочинение-рассуждение ОГЭ о лексическом и грамматическом значении слова
Сочинение по сборнику ОГЭ 2016 Н. Нефедовой, вариант 8, задание 15.3
<
p>”Лексическое и грамматическое значения – два важнейших свойства слова. Лексическое значение позволяет нам говорить о мире, называя словами его явления. Грамматическое дает возможность связывать слова между собой, строить из них высказывания”
<
p>В лексическом значении слова его звуковая оболочка соотносится с тем предметом или явлением нашего мира, которое обозначает это слово. Этот тот смысл, что вкладывают люди в слово, произнося его. Так, слово “ворона”
А грамматическое значение выражается меняющейся словоформой, оно и выделяется в основном только для того, чтобы проще и универсальней связывать слова в речи. Поэтому эти значения многочисленнее лексических и часто условнее. Категории числа, времени и рода у слов неразрывно связаны с их грамматическими значениями.
<
p>В отрывке из произведения К. Паустовского можно определить лексические и грамматические
Ее женский род обусловлен лишь окончанием “-а”, это грамматический показатель слова. Сова не характеризуется грамматической категорией времени, потому что является именем существительным, а не глаголом.
<
p>Зато существует сова в тексте в единственном числе. Возможно, перепуганный Мурзик слышит в чаще леса крик не одной совы, а многих. Но для автора это не имеет значения, он всего лишь хочет показать читателю, какого хищника боится маленький пес Мурзик.
Потому и употребляет слово в единственном числе.
<
p>Лексическое значение не рассматривает всю совокупность признаков предмета, объекта или явления, а только те, что отличают его от других. За бортом лексического значения остается то, что сова, образно говоря, плачет в лесу по ночам, то есть кричит своеобразным криком. И что она охотится на собачку, что спешит домой, к хозяевам.
Related posts:
- Часть С ЕГЭ по тексту С. Маршака “О лексическом значении слова” “Какое же необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!”, с этой фразы русский литературный критик С. Маршак повествует читателю о лексическом значении слова. Лишь словами мы способны передавать различные чувства и эмоции, потрясать свое окружение. Благодаря красоте слова, поэты и писатели создают величайшие произведения и переносят нас в сказочный мир. Точным словом мыслители отражали в своих […]...
- О фразеологизмах: их лексическом значении, стилистической принадлежности В языке каждого народа есть устойчивые образные обороты, которые воспроизводятся в речи подобно слову, а не строятся, подобно словосочетаниям и предложениям. Такие обороты называются фразеологизмами. Другое важное свойство фразеологизмов: смысл целого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов, например выражение собаку съел, обозначающее “быть мастером в каком-нибудь деле”, совершенно не связано со значением […]...
- Существительные в прямом и переносном значении Что такое прямое и переносное значение существительных? В русском языке есть особый класс имен существительных – многозначные существительные, которые имеют прямое и переносное значения. Использование существительных в прямом и переносном значении зависит от контекста, в котором употребляется данное слово: Прямое значение – основное лексическое значение существительного, не имеет эмоционально-экспрессивных оттенков. Переносное значение – вторичное, неосновное […]...
- Грамматическое значение Грамматическое значение – часть значения слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. В языке есть два типа значений лингвистических единиц: лексическое и грамматическое. Лексическое значение слова – предмет лексики, а грамматическое значение – предмет грамматики. Лексическое значение является конкретным, предметным значением слова. Несколько упрощая, можно сказать, что это – отражение […]...
- Пушкин, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. В каком значении употреблены слова “лира”, “язык”? Какие темы раскрываются в этом стихотворении? Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых – поэт и поэзия, судьба художника, поэт и общество, заслуги творца перед народом. Он утверждает высокую ценность искусства, свободу творчества. Другие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолюбивые мотивы, милосердие и др. В чем видит Пушкин свою […]...
- Слова состояния Слова состояния – знаменательная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?: На улице Морозно И Сыро. Общее грамматическое значение Таких слов – значение состояния. Морфологическим признаком Таких слов является неизменяемость. Именно поэтому они сближаются с наречиями. Слова состояния, так же как и прилагательные и наречия могут […]...
- Определение. Что такое Грамматическое значение Грамматическое значение – часть значения (содержания) слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения. В языке есть два типа значений лингвистических единиц: лексическое и грамматическое. Лексическое значение слова – предмет лексики, а грамматическое значение – предмет грамматики. Лексическое значение является конкретным, предметным значением слова. Несколько упрощая, можно сказать, что это – […]...
- Сочинение-рассуждение: “Смысл высказывания Ф. И. Буслаева: “Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки” Контрольный текст : (1)На рассвете мы с Ленькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2) Идти было скучно. – (3) Ты бы, Леня, рассказал чего-нибудь повеселей. – (4) Чего рассказывать? – ответил Ленька. – (5) Разве про старушек в нашей деревне. (6) Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7) Академик он был, […]...
- Лексическое значение слова Лексическое значение слова – отображение в слове представлений об объектах неязыковой действительности; его предметновещественное содержание. Лексическое значение, в отличие от грамматического, всегда индивидуально. Оно определяется несколькими факторами: – соотношением слова с объектами неязыковой действительности; – соотнесенностью слова с понятиями, или представлениями об этих неязыковых объектах; – взаимоотношениями и связями данного слова с другими в лексической […]...
- Морфемный разбор слова овражкам .План морфемного разбора 1.Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи). 2.У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать. 3.Указать основу слова (то есть часть слова без окончания) 4.Выделить корень слова; подобрать однокоренные […]...
- Сочинение-рассуждение: “Смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: “Имя существительное – это как бы дирижер грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова, и уподобляются ему по форме, согласуются с ним” Контрольный текст: (1) В командировки мама и отец ездили очень часто: они вместе проектировали заводы, которые строились где-то очень далеко от нашего города. (2) Я оставался с бабушкой – маминой мамой. (3) В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю – мы с […]...
- Сочинение-рассуждение на тему Как вы понимаете значение слова Учитель Учитель в жизни каждого человека играет роль наставника, который опытной рукой направляет в нужное русло. Тяжелый труд иногда остается недооцененным. Обучить и передать свои знания младшему поколению под силу только истинному педагогу по призванию. Без учителя невозможно освоить необходимый материал, который послужит стартом для дальнейшей жизни. Карьера строится на прочной базе, полученной во время занятий […]...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ по “Резиновой лодке” Паустовского по высказыванию “И я подумал, как должно быть, страшно < p>Сочинение по сборнику ОГЭ 2016 Н. Нефедовой, вариант 10, задание 15.2 < p>“И я подумал, как, должно быть, страшно было такому маленькому щенку бежать через ночные леса, вынюхивая наши следы, сбиваться с пути, скулить, поджав лапу, слушать плач совы, треск веток и непонятный шум травы, и, наконец, мчаться опрометью, прижав уши, когда, наконец, где-то […]...
- Сочинение “Сила слова” или “Слово в жизни человека” Сочинение “Сила слова” или “Слово в Жизни человека “ В мире существует невидимая сила. Она является одновременно оружием и лекарем души. Она способна менять окружающий мир. Это сила слова. Особенно важно для человека родное слово. Его ребенок слышит еще в колыбели от мамы, затем впервые произносит его своими устами, потом учится разбирать его буквы в […]...
- Семантическая структура слова Разные значения одного и того же слова исторически обусловлены и взаимосвязаны, они образуют сложное семантическое единство, или семантическую структуру слова. Самый простой случай – когда у слова есть всего два значения. Например: жемчужина 1) “одно зерно жемчуга”, 2) “сокровище, лучшее украшение чего-либо”; индиго 1) “темно-синее красящее вещество”, 2) “темно-синий цвет”. Для многозначных слов, у которых […]...
- Сочинение по цитате Л. Н. Толстого Лев Николаевич Толстой утверждает: ” Русский язык… разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей”. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Каждое слово имеет ту или иную форму, то есть определенную совокупность признаков. По этим признакам которые могут быть отражены, например, в окончании, можно определить часть речи. В форме слова заключаются различные грамматические признаки тех или […]...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ “Точно выбранное слово точно отражает мысль” < p>По отрывку из “Детства” Максима Горького “Точно выбранное слово поможет глубже и ярче выразить мысль, точнее довести ее до читателя и слушателя” < p>Слова, которые слетают с уст человека – не пустые звуки. Они отражают его характер, образ мышления, уровень образования и воспитания. Не зря ведь одни люди употребляют определенные слова, а другие стараются […]...
- Смысл слова “Странник” в одноименной повети Лескова Смысл слова “Странник” на первый взгляд понятен: оно употреблено в прямом значении, то есть обозначает человека много путешествовавшего, странствовавшего в своей жизни, много повидавшего, узнавшего о мире. Однако, вдумавшись, я поняла, что не все так просто. Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души […]...
- Рассуждение эссе смысл высказывания Реформатского Местоименные слова вторичные заместители (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: “Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”. Известно, что термин “местоимение” происходит от латинского “pronomen”, который означает “вместо имени”, другими словами, вместо прилагательного, существительного и числительного. Лингвист А. А. Реформатский был прав в […]...
- Рассуждение В языке есть слова грамматика (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: “В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. Не вызывает сомнений высказывание Л. В. Успенского о том, что язык использует слова и грамматику для создания предложений. В русском языке имеется огромное количество слов, кроме того, […]...
- Префикс Префикс, или Приставка – аффикс, занимающий в слове место перед корневой морфемой и видоизменяющий лексическое и/или грамматическое значение слова. В русском языке представлено около 70 префиксов. Большинство исконно русских префиксов произошло от предлогов или частиц и совпадает с ними как по форме, так и по значению. Особенности префиксов в русском языке состоят в том, что […]...
- Сочинение-рассуждение ОГЭ “Многоточие – своеобразный антоним точки” < p>Что такое многоточие в русском языке? Это один из самых по смыслу интересных знаков препинания, который обозначает неоконченность мысли в предложении. Мысль будто продолжается… < p>Фраза о некоем противостоянии многоточия и точки принадлежит известному лингвисту С. Евграфовой. И действительно, ведь смысл появления на письме многоточия и точки прямо противоположен. Точка обозначает завершенность мысли. Сказали […]...
- Что такое Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) – разложение слова на составляющие его значимые части – морфемы, установление функционального и структурного статуса этих морфем, а также соотношения их друг с другом в пределах данного слова. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения морфем. Порядок разбора слова по составу обычно такой: 1) выделить […]...
- Тема урока. Тематическая контрольная работа по теме “лексикология” (тест) Цель: обобщить изученное; проверить знания и навыки учащихся по теме “лексикология”. Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Обобщение, систематизация и контроль знаний И умений учащихся Выполнение тестовых заданий Вариант 1 1. Выберите правильный ответ. Лексикология изучает: а) лексическое значение слова; Б) правила произношения слова; В) словарный состав […]...
- Сочинение-рассуждение: “Смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского “Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как “запасные игроки” … выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова” Контрольный текст: (1) Началась эта мука в далекие годы, в классе, что ли, пятом или шестом. (2) Глебов жил в своем двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3) Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4) […]...
- Чего достойны в жизни слова? Грудной ребенок еще лежит в колыбели, а родители уже разговаривают с ним. Обращаются к ребенку с нежными, ласковыми словами. Утешают ребенка, стараются понять, что малыш хочет “сказать”. Радость приходит в семью, когда малыш произносит первые слова: “мама”, “папа”. Ведь это значит, что ребенок начинает говорить. На нашей планете чудо общения через слова подарено только человеку. […]...
- Вводные слова Вводные слова подразделяются на несколько семантических групп, поскольку имеют самые разные лексические значения. Они могут: указывать на степень достоверности того или иного сообщения или на различные оттенки уверенности говорящего в сообщаемой им информации (конечно, без сомнения, очевидно, бесспорно, естественно, возможно, наверное, кажется и др.); называть источник сообщения (по мнению…, на… взгляд, по словам…, по слухам, […]...
- Что такое Сказуемое Сказуемое – один из двух главных членов предложения, приписывающий подлежащему какой-либо признак (в широком его понимании, куда включено и понятие действия). Именно сказуемое обычно выражает грамматическое значение предикативности (см. Предикативность): указывает на время и модальность (как правило, благодаря категории наклонения). Наиболее типичным сказуемым является глагол, но в ряде случаев возникают различные комбинации глагольных слов с […]...
- Самостоятельная работа “Определение лексического значения слова” 1) Прочитайте определения значений слова “утка” и сформулируйте правильные определения значений этого слова для следующих сочетаний: Дикая утка, газетная утка. А. Утка – низкая птица. Б. Утка – 1. Живое существо, любящее свободу. 2. Блюдо этого жареного существа. 2) Исправьте ошибки, допущенные в определениях терминов. В случае затруднения обратитесь к словарю литературоведческих терминов. А. Мифы […]...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тесту 15 сборника тестов И. П. Цыбулько. Вариант 2 Самовоспитание. Несмотря на то что в словаре С. И. Ожегова оно имеет одно значение, но сколько смысловых оттенков у этого слова! Это и воспитание у себя трудолюбия, целеустремленности, силы воли. Так, в тексте Л. Пантелеева описывается история мальчика, который, играя с мальчишками, охранял “пороховой склад”. Он дал честное слово и не мог покинуть пост, потому […]...
- Что такое Основа (часть слова) Основа – это часть слова, которая выражает его лексическое значение и находится перед окончанием или (реже) перед словоизменительным суффиксом. Например, в словах земля, мечтательный основы земл – и мечтателън – находятся перед окончаниями, а в слове играли основа игра – перед суффиксом прошедшего времени – л-. Основа может совпадать со словом, если слово не имеет […]...
- Сочинение на тему: СЛОВА – ЖЕМЧУГ, НО КОГДА ИХ МНОГО, ОНИ ТЕРЯЮТ ЦЕНУ СЛОВА – ЖЕМЧУГ, НО КОГДА ИХ МНОГО, ОНИ ТЕРЯЮТ ЦЕНУ Речь – это бессмертный дар, которым Бог наделил всех людей на земле. Речь – это слова, многочисленные и многообразные. А что такое слово? На первый взгляд может показаться, что это очень легкий вопрос, но как бы ни так. Слово – это нечто хрупкое и ранимое, […]...
- Рассуждение почему диалектные слова все реже встречаются в речи (Гиа по русскому) Русский язык! Какой долгий путь развития прошел он! И сегодня продолжаются языковые изменения: в языке постоянно что-то отмирает и появляется новое. Давайте вслед за Л. Успенским поразмышляем о судьбе диалектных слов, которые отличаются от литературных ограниченностью сферы употребления – территорией распространения. Л. Успенский, автор прочитанного мною текста, поднимает важную тему – отмирание диалектных слов, сближение […]...
- Грамматика Грамматика – формальный строй языка как система морфологических и синтаксических категорий и форм, то есть особенности оформления слова и построения предложения, присущие языку. Слову и предложению как основным лингвистическим единицам посвящены разные разделы грамматики: слово – объект морфологии, а предложение – объект синтаксиса. Таким образом, морфология -“грамматическое учение о слове”, а синтаксис – учение о […]...
- Сочинение на тему Человек слова и дела “Человек слова” довольно весомое словосочетание. Несет огромный смысл, значение для общества. Сегодня редкость найти человека, умеющего держать слово. В народе про такого человека говорят, что он “на весь золото”. На востоке есть мудрое изречение: “Самое важное в человеке – умение работать над собой; иметь цену своему слову. Если нулевая цена слову, то доверять ему не […]...
- Сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ 2015 года По тесту 21 сборника тестов И. П. Цыбулько Как вы понимаете значение слова сильный человек. ? Сильный человек, на мой взгляд, это тот, кто обладает большой физической силой, мощный. Другое значение слова – это человек твердой воли, стойкий и, думаю, умный. В тексте В. Осеевой описывается история Павлика и то, как он подружился с родными, с которыми никак не мог найти общий язык. […]...
- Сочинение рассуждение на тему: зачем нужна морфема? В начальной школе все мы изучали русский язык. Что такое морфема – вот один из вопросов, которые рассматривает языкознание. Термин “морфема” ввел в науку русско-польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Слово морфема образовано от греческого “morphe” – “форма”. Что такое морфема? Морфема – это мельчайшая несамостоятельная единица языка. Морфема выполняет две основные функции: она […]...
- Сочинение-рассуждение на тему “Что такое доброта” Сочинение-рассуждение на тему “Что такое доброта” Я знаю современную русскую пословицу: “Одно доброе дело ценнее ста проповедей”. Я с ней полностью согласен. Мало учить добру и “читать мораль” другим. Нужно еще делать действительно нужные, полезные дела. А это не все люди умеют. Например, многие люди сочувствуют бродячим животным. Они любят посмотреть в Интернете слезливые картинки […]...
- Словообразовательный анализ слова Словообразовательный анализ слова – это такой разбор слова, при котором устанавливается производящее слово (1), словообразовательный формант (2) и способ, при помощи которого было образовано разбираемое слово (3). В отличие от морфемного разбора, при разборе данного типа требуется определить только отношения между двумя словами, одно из которых образовано от другого и толкуется через него. В отдельных […]...
- Сказуемое Составное именное сказуемое – такое сказуемое, которое выражено двумя компонентами – личной формой глагола-связки, имеющей грамматическое значение, и именной присвязочной частью, указывающей на лексическое значение. В ряде случаев глаголы-связки могут отчасти сохранять и свое лексическое значение. Глаголы-связки принято разделять на три основные группы: Отвлеченная, или незнаменательная, или “чистая” связка – это глагол быть в разных […]...