Сочинение: Проблематика драмы Г. Ибсена “Кукольный дом”

Генрих Ибсен – известный норвежский драматург, которого, прежде всего, интересовали социальные трагедии и морально-этические проблемы. Чувство собственного достоинства, по мнению писателя, человек должен сохранять при любых обстоятельствах. “Кукольный дом” является одним из известнейших произведений Ибсена, в котором возникает проблема самопожертвования ради любви. Автор взял историю одной семьи, где родственные отношения раскрылись во время вынужденного обмана.

Драматург старался таким образом разобраться в механизме супружеского

и семейного счастья, ведь именно от этого зависит судьба общества. Главная героиня “Кукольного дома” Нора видит смысл жизни в любви к близким, а именно к мужу и детям. Она верит, что в ее семье властвуют мир и любовь, так как они с мужем по-настоящему любят друг друга.

Именно ради любимого мужа Нора восемь лет тому назад подделала подпись своего умершего отца, чтобы иметь возможность занять деньги у местного дельца Крогстада. Нора сделала это ради того, чтобы заплатить за лечение своего тяжело больного мужа. Свой поступок она сохранила в тайне.

С этого момента начались страдания Норы.

Крогстад

– человек не очень высоких моральных качеств – начинает шантажировать Нору. Он хочет путем шантажа занять высокую должность в банке Торвальда – мужа Норы. Письмо Крогстада Торвальду не только открывает давнюю тайну, но и определяет, кто есть кто.

Узнав о долге Норы, муж начинает беспокоиться, ведь в то время любая добропорядочная семья могла стать предметом сплетен, пересудов и скандалов. И вдобавок Торвальд борется за свое место в банке. Он уже говорит с женой как с действительной преступницей. “О, какое страшное пробуждение!

Все эти восемь лет… она, моя радость, моя гордость… была лицемерна, лжива…, какая бездонная пропасть грязи!”. Торвальд стремится придерживаться внешней благопристойности. Жена словно перестает существовать для него. Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей.

Ситуация решается сама собой: поняв, что поступил очень непорядочно, Крогстад отказывается от своих домогательств, уверяя, что ничто не угрожает Норе и Торвальду.

Торвальд счастлив, однако Нора уже не та. Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на преступление, а в результате потеряла чувство собственного достоинства. В руках мужа она стала любимой игрушкой.

Дом, построенный на неправде и заблуждении, не может быть настоящим домом: словно игрушечный домик, он разрушается после первой бури. Нора собирается оставить семью.

На вопрос встревоженного Торвальда, вернется ли она, звучит решительный ответ:

“Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы совместная жизнь по-настоящему стала браком”. Торвальд старается удержать Нору, напоминая ей о так называемых “обязанностях перед мужем и детьми”. Нора отвечает, что она не только мать семейства, но “прежде всего человек, такая же, как и ты, – или, по крайней мере, должна стать человеком”.

Своей драмой “Кукольный дом” Генрих Ибсен вскрыл глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, выразил протест против всей системы общественных взглядов, требуя максимальной эмансипации женщины. Генрих Ибсен, в своих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. Ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы.

Ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединение в пьесе “Кукольный дом” имеет странный оттенок, и поэтому пьеса поражает читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, из-за не разрешения которой разрушилась жизнь.

В центре пьеcы – трагедия семьи Хельмеров: Норы И Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, благосостояние. Нора горячо предана своему мужу и детям.

Что казалось бы еще нужно для счастья этой семьи? Но это лишь на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесе сердцем, то услышим с самого начала произведения подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: “Между печкой и дверями столик.

Скатерть с фарфоровыми и другим мелочами, книжный шкаф с книгами в роскошных обложках”. Частое использование уменьшительно-ласкательной формы заставляет задуматься: не очень хорошую жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют.

Эти мечты напоминают детские игры с куклами – там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для мужа. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора.

Ее муж также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как отдельного человека, а как неотъемлемую составную его спокойной семейной жизни. Для него она была его “куколкой”, “белочкой”, “птичкой”, но ничем другим, ничем большим.

Итак, в этом доме не живут, а лишь играются в брак, в благосостояние, в любовь, и даже в человеческое достоинство и честь.

Здесь ничего нет настоящего. Это дом кукол. Главная героиня Нора, одолжив деньги и утаив это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом и совестью.

Но все это ради любви. Она хотела спасти от тяжелой болезни своего любимого мужа и никого не травмировать. Но Торвальд получает письма от Крогстада и провозглашает “самую справедливую” речь, в которой почему-то преобладает местоимение “мое”: “Ты разрушила все мое счастье, погубила все мое будущее”, а когда долговое обязательство возвращается, мы снова слышим его сладкие слова: “… здесь я буду ласкать тебя, как загнанную голубку, которую спас невредимой из когтей ястреба”.

Но наступает прозрение.

И Нора хочет снять маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме, и уходит, чтобы найти себя как человека: “Я думаю, что прежде всего я человек, равно как и ты, или по крайней мере должна стать человеком”. Так как только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей.

Итак, в произведении “Кукольный дом” изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота.

Вот почему пьеса называется “Кукольный дом”. Я считаю, что в нашей современной действительности, современных семьях тоже есть искусственные вещи, которые находятся вокруг нас, и искусственные чувства, и искусственные люди-куклы “живут” вблизи. От этой мысли становится жутко.

И поэтому, наверное, надо что-то менять, изменять в микроклимате наших семей, и в микроклимате общества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Проблематика драмы Г. Ибсена “Кукольный дом”