Сочинение: поэма Василий Теркин

С поэмы “Страна Муравия” началась всесоюзная известность Твардовского. Но славу подлинно народного поэта принесло ему другое произведение – поэма “Василий Теркин”, ставшая эпосом Великой Отечественной войны. Твардовский знал, что такое война.

Он был фронтовым корреспондентом во время войны с Финляндией, вспоминая о которой, в 1943 г., в труд­ный период Великой Отечественной, напишет пронзительное стихотворение “Две строчки”.

“На той войне незнаменитой” были получены первые сюже­ты, впечатления, образы, приобретен

духовный опыт, кото­рый позволит создать великое (не побоимся этого определения) произведение отечественной литературы – поэму “Василий Теркин”.

Предыстория главного героя тоже относится к финской кампании. Веселые фельетоны об удачливом бойце Васе Терки­не появились на страницах газеты Карельского фронта. Но в ха­рактере героя поэмы по сравнению с теми фельетонами про­изошли существенные изменения.

Изменились способы его об­рисовки. Лишь фамилия осталась прежняя, подчеркивающая качества солдата бывалого, “тертого”. Василий Теркин из “кни­ги про бойца” – это не условный

лубочный персонаж, а герой эпический, воплотивший в себе истинно народные черты рус­ского труженика-солдата.

Не раз автор подчеркнет в образе Теркина его обобщен­ность, собирательность.

Герой поэмы – обыкновенный солдат и в то же время “па­рень хоть куда”: всегда оказывается там, где надо, готов прийти на выручку товарищу, смекалист, с врожденным чувством юмора (“может, сало надо жарить? Так опять могу помочь”), весельчак и гармонист. Литературовед А. Турков точно подме­тил, что в этом на диво притягательном герое, сконцентриро­вавшем лучшие черты множества “наших стриженых ребят”, есть нечто пророческое, словно предсказавшее будущую обая­тельную улыбку Гагарина и его по-теркински удалое “Поехали!”.

Приступая к созданию поэмы, Твардовский определит принцип, который будет положен в основу изображения.

Правдой о буднях войны, о тяжком повседневном труде солдат (“война-работа”), о потерях, силе духа и стойкости не­заметных героев войны – обыкновенных русских ребят поразит современников поэма А. Твардовского. Это впечатление будет усилено живостью и образностью языка произведения, о кото­ром можно сказать словами автора: “Вот стихи, а все понятно, все на русском языке”.

“Книга про бойца” – так определит Твардовский особенно­сти своего произведения. И разъяснит.

Условия, в которых создавалась поэма, задачи, поставлен­ные автором перед собой, определили особенности компози­ции произведения. Твардовский назовет свою поэму “книгой”, потому что в ней нет единого сквозного сюжета ни с точки зре­ния развития событий, ни с точки зрения истории жизни ге­роя. Последовательность событий определяется не волей автора, а ходом войны. Характер же героя не формируется, а раскрыва­ется в наиболее ярких и одновременно общих своих проявлени­ях, позволяющих увидеть в Василии Теркине черты русского воина, бойца.

Книга состоит из завершенных глав, каждая из которых имеет свой самостоятельный сюжет. Возьмем, к приме­ру, главу “Переправа”, построенную по принципу кольцевого обрамления, подчеркивающего философский рефрен произве­дения (“смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле”). А в центре этой главы – лишь один обычный и трагический в обыденности потерь боевой эпизод – переправа.

В главе “Смерть и воин” использован сюжет народной сказки, позволяющий раскрыть философскую тему противостояния жизни и смерти. Такие краткие, законченные главы публиковались во фронто­вой печати, их ждали, читали и перечитывали солдаты.

Что же объединяет главы, связывает их в единое произве­дение, в книгу? Прежде всего – образ Василия Теркина. Но есть здесь еще один герой, роль которого в книге особенно важна, – это герой-повествователь.

Его образ имеет автобиог­рафическую основу, он близок автору по своей биографии, характеру, взглядам на жизнь, войну, творчество (главы “От автора”, “О себе”). Присутствие героя-повествователя прида­ет книге цельность и определяет тональность произведения, в котором идет разговор по душам о самом главном. А. Твар­довский позже писал, что работа над этой книгой была для него истинным счастьем: “Теркин” был для меня во взаимо­отношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и при­сказкой, разговором по душам и репликой к случаю”. Полная свобода в обращении со стихом и словом, непринужденность повествования, ориентация на живую разговорную речь, на­личие многочисленных обращений к читателю (“и скажу тебе, не скрою”), использование прямой речи рассказчика (“дед кипит: “Позволь, товарищ, Что ты валенки мне хва­лишь?”, “Зачем мне орден?

Я согласен на медаль”), обилие пословиц, поговорок (“делу время, час забаве”, “города сда­ют солдаты, генералы их берут”), кратких и точных выраже­ний, ставших афоризмами (“я солдат еще живой”, “дай-ка ту, которую”, “в поле вьюга-завируха”) – таковы особеннос­ти стиля поэмы А. Твардовского. “Какая свобода! – востор­женно отзовется о поэме “Василий Теркин” чрезвычайно взыскательный читатель – И.А. Бунин. – Редкая книга”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: поэма Василий Теркин