Сочинение: поэма Василий Теркин
С поэмы “Страна Муравия” началась всесоюзная известность Твардовского. Но славу подлинно народного поэта принесло ему другое произведение – поэма “Василий Теркин”, ставшая эпосом Великой Отечественной войны. Твардовский знал, что такое война.
Он был фронтовым корреспондентом во время войны с Финляндией, вспоминая о которой, в 1943 г., в трудный период Великой Отечественной, напишет пронзительное стихотворение “Две строчки”.
“На той войне незнаменитой” были получены первые сюжеты, впечатления, образы, приобретен
Предыстория главного героя тоже относится к финской кампании. Веселые фельетоны об удачливом бойце Васе Теркине появились на страницах газеты Карельского фронта. Но в характере героя поэмы по сравнению с теми фельетонами произошли существенные изменения.
Изменились способы его обрисовки. Лишь фамилия осталась прежняя, подчеркивающая качества солдата бывалого, “тертого”. Василий Теркин из “книги про бойца” – это не условный
Не раз автор подчеркнет в образе Теркина его обобщенность, собирательность.
Герой поэмы – обыкновенный солдат и в то же время “парень хоть куда”: всегда оказывается там, где надо, готов прийти на выручку товарищу, смекалист, с врожденным чувством юмора (“может, сало надо жарить? Так опять могу помочь”), весельчак и гармонист. Литературовед А. Турков точно подметил, что в этом на диво притягательном герое, сконцентрировавшем лучшие черты множества “наших стриженых ребят”, есть нечто пророческое, словно предсказавшее будущую обаятельную улыбку Гагарина и его по-теркински удалое “Поехали!”.
Приступая к созданию поэмы, Твардовский определит принцип, который будет положен в основу изображения.
Правдой о буднях войны, о тяжком повседневном труде солдат (“война-работа”), о потерях, силе духа и стойкости незаметных героев войны – обыкновенных русских ребят поразит современников поэма А. Твардовского. Это впечатление будет усилено живостью и образностью языка произведения, о котором можно сказать словами автора: “Вот стихи, а все понятно, все на русском языке”.
“Книга про бойца” – так определит Твардовский особенности своего произведения. И разъяснит.
Условия, в которых создавалась поэма, задачи, поставленные автором перед собой, определили особенности композиции произведения. Твардовский назовет свою поэму “книгой”, потому что в ней нет единого сквозного сюжета ни с точки зрения развития событий, ни с точки зрения истории жизни героя. Последовательность событий определяется не волей автора, а ходом войны. Характер же героя не формируется, а раскрывается в наиболее ярких и одновременно общих своих проявлениях, позволяющих увидеть в Василии Теркине черты русского воина, бойца.
Книга состоит из завершенных глав, каждая из которых имеет свой самостоятельный сюжет. Возьмем, к примеру, главу “Переправа”, построенную по принципу кольцевого обрамления, подчеркивающего философский рефрен произведения (“смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле”). А в центре этой главы – лишь один обычный и трагический в обыденности потерь боевой эпизод – переправа.
В главе “Смерть и воин” использован сюжет народной сказки, позволяющий раскрыть философскую тему противостояния жизни и смерти. Такие краткие, законченные главы публиковались во фронтовой печати, их ждали, читали и перечитывали солдаты.
Что же объединяет главы, связывает их в единое произведение, в книгу? Прежде всего – образ Василия Теркина. Но есть здесь еще один герой, роль которого в книге особенно важна, – это герой-повествователь.
Его образ имеет автобиографическую основу, он близок автору по своей биографии, характеру, взглядам на жизнь, войну, творчество (главы “От автора”, “О себе”). Присутствие героя-повествователя придает книге цельность и определяет тональность произведения, в котором идет разговор по душам о самом главном. А. Твардовский позже писал, что работа над этой книгой была для него истинным счастьем: “Теркин” был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю”. Полная свобода в обращении со стихом и словом, непринужденность повествования, ориентация на живую разговорную речь, наличие многочисленных обращений к читателю (“и скажу тебе, не скрою”), использование прямой речи рассказчика (“дед кипит: “Позволь, товарищ, Что ты валенки мне хвалишь?”, “Зачем мне орден?
Я согласен на медаль”), обилие пословиц, поговорок (“делу время, час забаве”, “города сдают солдаты, генералы их берут”), кратких и точных выражений, ставших афоризмами (“я солдат еще живой”, “дай-ка ту, которую”, “в поле вьюга-завируха”) – таковы особенности стиля поэмы А. Твардовского. “Какая свобода! – восторженно отзовется о поэме “Василий Теркин” чрезвычайно взыскательный читатель – И.А. Бунин. – Редкая книга”.