Сочинение: Почему образ Ярославны из “Слова о полку Игореве” вошел в галерею классических образов русской литературы?



Вопрос 3 экзаменационного билета (билет № 21, вопрос 3)

Почему образ Ярославны из “Слова о полку Игореве” вошел в галерею классических образов русской литературы?

Основное содержание “Слова о полку Игореве” связано с изображением суровых военных событий. В то же время богат­ство содержания этого выдающегося памятника древнерусской литературы таково, что “Слово” дает читателю многосторонние знания о самых разнообразных сторонах жизни русичей. Нахо­дит свое отражение в поэме и тема рода, семьи.

Ярким свиде­тельством

внимания автора к этой теме можно считать образ Ярославны.

Ярославна – жена князя Игоря, оставшаяся дома ожидать его возвращения из похода. Ее образ возникает в “Слове” в

самый трагический момент развития событий – когда Игорь оказывается в плену у половцев. Отрывок поэмы, в котором звучит голос жены князя, получил у исследователей памятни­ка наименование “Плач Ярославны”. Плач – один из жанров устного народного творчества.

Это горестное обращение жен­щины к различным силам природы, заклинающее их помочь любимому и спасти его.

Стоя на стене в Путивле, Ярославна вещим

сердцем почуя­ла, какая беда случилась с ее супругом. Она готова “кукушкой перелетной” устремиться к нему, чтобы “омыть раны на его кро­вавом теле”. Она поочередно обращается к Ветру, Днепру и Солнцу.

Ветру Ярославна шлет упрек: “Стрелы вражьи ты наве­ял на дружины князя”. К Днепру обращается с мольбой: “Вороти ко мне милого, чтоб не лить мне горьких слез”. А красное Сол­нце удостаивается укора за то, что “дружину князя зноем жгучим обожгло… в безводном поле жаждой… стрелкам луки стянуло”.

В девятнадцатом веке автор одного из стихотворных пере­ложений “Слова о полку Игореве” поэт Аполлон Майков вы­сказал предположение, что в плаче Ярославны можно предста­вить присутствие самого Игоря: “Обстановка этого плача будет: степь, утро, закуковала кукушка, напомнившая особенно живо Игорю его Ярославну, как видел он ее в последний раз на сте­пе в Путивле… Там она стоит и обращает вопли свои в пустын­ную степь – к ветру, к реке, к солнцу, горюя и тоскуя любящим сердцем, чуя постоянно беду над милым…”

Итак, образ Ярославны воплотил в себе женскую верность, неизбывную заботу о близком человеке, ушедшем сражаться за родную землю. Этим образом открывается необъятная галерея обаятельных русских женщин, созданных последующими века­ми развития русской истории и литературы. Критик Евгений Осетров писал о развитии образа Ярославны в дальнейшей протяженности российской истории: “Во время татарского ига ее зовут Авдотьей Рязаночкой. Это она, миновав леса, озера и реки, ходила в “землю басурманскую”, вызволяла пленных из неволи; она – Антонида в период Смутного времени, благословившая своего отца Ивана Сусанина на ратный подвиг; она – старостиха Василиса в памятном 1812 году”.

Этот перечень можно продолжить образом матери из повести Николая Васи­льевича Гоголя “Тарас Бульба”, героинями поэм и стихотворе­ний Николая Алексеевича Некрасова и многими другими обра­зами представительниц русского народа, которых мы встречаем в русской классической литературе. Если же приблизиться к нашему времени и вспомнить годы Великой Отечественной войны, то и тогда далекие потомки Ярославны поддерживали в трудную годину своих мужей и сыновей. “Просто ты умела ждать, как никто другой”, – утверждал, обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения Константина Сергеевича Симонова “Жди меня”. А героине поэмы Анны Андреевны Ах­матовой “Реквием” выпала тяжелая доля пережить трагедию ожидания родных, попавших в сталинские застенки, когда в бесконечных очередях у тюремного окошка толпились десят­ки тысяч жен, матерей, дочерей и сестер…

Любовь к родине и своим близким, верность, доброта, за­бота – вот те черты характера русской женщины, которые от­ражены в классической русской литературе. А первым таким образом была и остается Ярославна, созданная безымянным автором “Слова о полку Игореве”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение: Почему образ Ярославны из “Слова о полку Игореве” вошел в галерею классических образов русской литературы?