Сочинение: Почему мужики в сказке М. Е. Салтыкова — Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 3, вопрос 3)
Почему мужики в сказке М. Е. Салтыкова — Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина представляют собой одно из наивысших достижений сатирического творчества писателя. Как известно, сказка — это фольклорный жанр. И на первый взгляд, произведения Салтыкова-Щедрина, написанные в этом жанре, выглядят похожими на знакомые нам из устного народного творчества. Мы видим стандартные приметы сказочной формы: это и традиционный
Но на этом сходство и заканчивается. Потому что «медведи» в сказках Салтыкова-Щедрина ездят в командировки; «зайцы» пишут статьи в газеты, а «рыбы» рассуждают о конституции. Иначе говоря, «сказки» оказываются осовремененными и повествуют в аллегорической форме об общественно-политических событиях и проблемах, которые волнуют автора.
Но этот ответ будет хотя и правильным, но в какой-то мере односторонним. Дело было не только в цензуре, но и в том, что найденная великим сатириком форма позволяла ему донести свои взгляды до читателя с наивысшей художественной выразительностью.
Каковы же основные темы «сказочного» творчества Салтыкова-Щедрина? Они весьма разнообразны. Но главной, безусловно, является, тема страданий угнетенного народа, чьим трудом создается общественное богатство. Особенно рельефно эта идея выражена в сказке «Дикий помещик».
В ней изображен глупый барин, который решил избавиться от своих крестьян, потому что опасался, что мужик у него «все добро приест». Бог выполнил мольбу глупого помещика и избавил его от мужиков. С тех пор стал он немытый ходить, угостить гостей ему нечем стало. «Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют».
Но не только все хозяйство помещика пришло без мужиков в запустение. В итоге он и сам потерял человеческий облик. «И вот он одичал… Весь он, с головы до ног, оброс волосами… ходил все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем…
Выйдет он в свой парк… взлезет на самую верхушку дерева и стережет оттуда. Прибежит… заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, — а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».
Чтобы подчеркнуть полную деградацию помещика, писатель пользуется приемом гротеска. Это соединение в одном образе реалистических и фантастических черт, переплетение страшных и смешных сторон. Разумеется, то, что помещик оброс волосами и стал охотиться на зайца, прыгая с дерева, — это фантастика. Причем комическая фантастика, потому что трудно без смеха представить себе эту картину.
Но в то же время страшное впечатление производит распад человеческой личности, полное одичание помещика. И все это в целом несет в себе четко направленный идейный заряд. Писатель дает понять, что именно мужику обязано государство своим благосостоянием, а без заботы о мужике обречено на разруху и распад.
Возвращение мужиков к помещику изображено в фантастической форме: «…чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Мужики в финале сказки предстают в виде пчелиного роя.
Этим автор подчеркивает трудолюбие русского крестьянина, который, подобно рабочей пчеле, неутомимо трудится над созданием национальных богатств. Но, к сожалению, «медом» его трудов пользуются те, кто ведет паразитический образ жизни. Ведь таких «диких помещиков» на Руси было очень много.