Сочинение по теме: Страна Муравия – тема путешествия в пойсках счастья
Первое крупное произведение, которое принесло Твардовскому успех, – поэма “Страна Муравия” (1936). В основу произведения положен сюжет, берущий начало в народных сказках, переосмысленный Н.А. Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, – путешествие в поисках счастья.
Начало произведения выдержано в подчеркнуто обобщенном, величавом былинном стиле. Автор использует существительные во множественном числе (деревни, версты, реки, земля). Масштаб повествованию задан не только российский, но и вселенский: в центре земли
Отныне он станет сквозным образом творчества поэта.
Зачем же покинул дом и отправился в путь герой поэмы Никита Моргунок? Подобно некрасовским крестьянам, искавшим когда-то “избыткова села”, Никита ищет страну крестьянского
Посеешь бубочку одну, И та – твоя”. Весь сюжет поэмы построен так, чтобы убедить Никиту, оказавшегося на распутье, в торжестве иного идеала, раскрывающегося во всей своей красоте в картине коллективного сева:
Сомнения одолевали в те годы не только Никиту. Об этом скажет сам повествователь.
Нельзя не видеть (и это позднее признает сам Твардовский), что нарисованные в поэме картины не раскрывают всей глубины противоречий, связанных с коллективизацией. За пределами поэмы, в черновиках, остались такие, например, картины:
Дома гниют, дворы гниют,
По трубам галки гнезда вьют,
Зарос хозяйский след.
Тот сам сбежал,
Того свезли,
Как говорят, на край земли,
Где и земли-то нет.
Как и М. Шолохов в “Поднятой целине”, Твардовский в “Стране Муравии” показывал жизнь скорее такой, какой она, по его представлениям, должна быть и обязательно будет, чем такой, какой она была на самом деле. Заметим, что и сказочный сюжет, избранный поэтом, по законам жанра вел к благополучной развязке. Однако сказанное не перечеркивает первую поэму Твардовского, которая, как нам кажется, совершенно незаслуженно предана сегодня забвению. Перечитаем поэму и увидим, как последовательно отстаивает поэт идеал крестьянина-труженика, как мастерски рисует он поэтичные картины родной земли (“листвой и яблоками сад запахнет на заре”), как умеет слышать и передавать народный говор (“не весь в окошке белый свет”, “угостить – так дым трубой”) и как на основе традиций устного народного творчества создает свой неповторимый стиль:
Стоят столы кленовые.
Хозяйка, нагружай!
Поспела свадьба новая Под новый урожай.
Поспела свадьба новая Под пироги подовые,
Под свежую баранину,
Под пиво на меду,
Под золотую, раннюю Антоновку в саду.
Традиционные жанры фольклора по-новому оживут в поэме “Страна Муравия”, например, в главе 18, воспроизводящей свадебный обряд:
Веселье праздника, оптимизм героев поэмы, веру в новую колхозную жизнь отражают и созданные поэтом частушки.