Сочинение по теме: Страна Муравия – тема путешествия в пойсках счастья

Первое крупное произведение, которое принесло Твардовс­кому успех, – поэма “Страна Муравия” (1936). В основу произ­ведения положен сюжет, берущий начало в народных сказках, переосмысленный Н.А. Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, – путешествие в поисках счастья.

Начало произведения выдержано в подчеркнуто обобщен­ном, величавом былинном стиле. Автор использует существи­тельные во множественном числе (деревни, версты, реки, зем­ля). Масштаб повествованию задан не только российский, но и вселенский: в центре земли – человек и его конь (они образу­ют одно целое, как это свойственно мифологии, крестьянско­му сознанию). Образ дороги, дали, издавна созвучный в русской литературе теме поисков смысла жизни, размышлениям о судь­бе человека, народа, России в целом, в этом своем обобщаю­щем значении использован и Твардовским.

Отныне он станет сквозным образом творчества поэта.

Зачем же покинул дом и отправился в путь герой поэмы Ни­кита Моргунок? Подобно некрасовским крестьянам, искавшим когда-то “избыткова села”, Никита ищет страну крестьянского счастья, Муравию. “Слово “Муравия”, вообще говоря, не выдума­но – писал сам Твардовский. – Оно взято из крестьянской ми­фологии и означает, скорее всего, некую конкретизацию вековеч­ной мужицкой мечты и легендарных слухов о “вольных зем­лях”, о благодатных и далеких краях, где текут молочные реки в кисельных берегах…” Но образ Никиты Моргунка, при всей обоб­щенности несет в себе реальные черты 30-х годов. Никита – крес­тьянин-единоличник, его одолевают сомнения в необходимости колхозов, и Муравия представляется ему землей, которая “в дли­ну и в ширину – Кругом своя.

Посеешь бубочку одну, И та – твоя”. Весь сюжет поэмы построен так, чтобы убедить Никиту, оказавшегося на распутье, в торжестве иного идеала, раскрываю­щегося во всей своей красоте в картине коллективного сева:

Сомнения одолевали в те годы не только Никиту. Об этом скажет сам повествователь.

Нельзя не видеть (и это позднее признает сам Твардовс­кий), что нарисованные в поэме картины не раскрывают всей глубины противоречий, связанных с коллективизацией. За пределами поэмы, в черновиках, остались такие, например, картины:

Дома гниют, дворы гниют,

По трубам галки гнезда вьют,

Зарос хозяйский след.

Тот сам сбежал,

Того свезли,

Как говорят, на край земли,

Где и земли-то нет.

Как и М. Шолохов в “Поднятой целине”, Твардовский в “Стране Муравии” показывал жизнь скорее такой, какой она, по его представлениям, должна быть и обязательно будет, чем такой, какой она была на самом деле. Заметим, что и сказоч­ный сюжет, избранный поэтом, по законам жанра вел к благо­получной развязке. Однако сказанное не перечеркивает первую поэму Твардовского, которая, как нам кажется, совершенно незаслуженно предана сегодня забвению. Перечитаем поэму и увидим, как последовательно отстаивает поэт идеал крестьянина-труженика, как мастерски рисует он поэтичные картины родной земли (“листвой и яблоками сад запахнет на заре”), как умеет слышать и передавать народный говор (“не весь в окошке белый свет”, “угостить – так дым трубой”) и как на основе традиций устного народного творчества создает свой неповто­римый стиль:

Стоят столы кленовые.

Хозяйка, нагружай!

Поспела свадьба новая Под новый урожай.

Поспела свадьба новая Под пироги подовые,

Под свежую баранину,

Под пиво на меду,

Под золотую, раннюю Антоновку в саду.

Традиционные жанры фольклора по-новому оживут в поэме “Страна Муравия”, например, в главе 18, воспроизводящей сва­дебный обряд:

Веселье праздника, оптимизм героев поэмы, веру в новую колхозную жизнь отражают и созданные поэтом частушки.



Сочинение по теме: Страна Муравия – тема путешествия в пойсках счастья