Сочинение по стихотворению Есенина С. А. “Береза”

Стихотворение “Береза” относится к ранней лирике С. А. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале “Мирок” под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.

Стихотворение “Береза” по праву можно считать школой словесного рисования. Береза – традиционный

в националь­ной культуре символ России, поэтому название художествен­ного произведения расширяет его проблематику. В ходе раз­вития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга.

Они появляют­ся словно из сказочного царства снежной королевы: “белая береза”, “принакрылась снегом, точно серебром”, “снежною каймой распустились кисти”, “горят снежинки в золотом ог­не”. Олицетворение, выраженное возвратным глаголом “при­накрылась”

подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с гор­деливой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья при­родная красота лишь расцветает в морозный день.

Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный сред­нерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.

Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:

И стоит береза В сонной тишине,

И горят снежинки В золотом огне.

В стихотворении принципиально важна вторая строка (“Под моим окном”), столь конкретно очерчивающая поэтическое про­странство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.

Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произ­ведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитатель­ное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

Стихотворение “Береза” построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, че­тыре строфы легко укладываются в два четверостишия с па­раллельной рифмовкой, но С. А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приоб­рела дополнительную выразительность.

К образу березы С. А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качества­ми и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры (“страна березового ситца”) и ориги­нальные сравнения (“как жену чужую целовал березку”). Бе­реза для С. А. Есенина – это одновременно символ русской природы и женской красоты.

В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной – все самое светлое, чем живет человек в этом мире.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по стихотворению Есенина С. А. “Береза”