Сочинение по сборнику Гоголя “Вечера на хуторе близь Диканьки”
Сборник этот, вышедший в двух томах (1831, 1832), стал важным явлением в русской литературе. Пушкин сразу же поддержал Гоголя, выделив в его первом сборнике “живость описания”, свежие картины малороссийской природы, веселость “простодушную и вместе лукавую”. В “Вечерах…” ярко проявилась глубокая любовь Гоголя к Украине, родному народу с его широкой удалью, оптимизмом, ненавистью к угнетателям.
Композиция “Вечеров…” не совсем обычна. Ее можно сравнить с пушкинскими “Повестями Белкина”. Как и у Пушкина, весь сборник
Вместе с тем в ряде повестей явно чувствуется лукавая усмешка автора, воспроизводящего чужое сознание – простое и незатейливое.
В первом сборнике отражена романтическая мечта писателя о красоте, о простой, естественной и свободной жизни человека, никем и ничем не угнетаемого. Образы сельских красавиц и удалых парубков, олицетворяющих
А в действительности был не немец и не стряпчий (их появление, действительно, было бы совершенно удивительно и не объяснимо на хуторе близ Диканьки), а просто черт; тут же пустившийся ухаживать за ведьмой. И как бы любая нечистая сила ни старалась вредить людям – ничего у нее не выходит, потому что герои Гоголя, глубоко чувствующие красоту природы, красивые, щедрые, смелые, любящие широкий простор, песни и шутки,- такие герои ничего не боятся: ни сельского голову, ни черта, ни дьявола (“Ночь перед рождеством”, “Майская ночь…”, “Пропавшая грамота”). В этих повестях стиль, повествовательная манера связаны с украинскими народными песнями, пословицами, шутками, с комедиями отца писателя В. И. Гоголя, с традициями “Энеиды” И. П. Котляревского с ее вольнолюбием, юмором, сатирическими зарисовками.
Гоголь использует весь этот хорошо знакомый ему жизненный и литературный материал не просто для создания “этнографического колорита”, как это бывало у некоторых его современников. Он не пересказывает какой-либо определенный фольклорный сюжет, а воссоздает поэтическую картину жизни Украины. Молодой писатель вводил читателей в новый для них мир, знакомил с пленительной украинской природой, ее историей и современным бытом.
Народность здесь проявлялась не в описании “сарафана”, как писал впоследствии Гоголь, а в глубине понимания и изображения “духа народа”.
Однако в этой самой светлой, самой веселой книге Гоголя чувствуются уже контрасты света и тьмы. В “Вечере накануне Ивана Купалы” и в особенности в “Страшной мести”, предвещающей “Тараса Бульбу”, речь идет о мрачных силах, вторгающихся в жизнь1 человеческую, о самом ужасном преступлении – предательстве родного народа.
Особое место занимает в цикле “Вечеров…” повесть “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”, связанная с другими повестями по принципу контраста. Исчезает вдохновенная поэзия, романтическая стихия песен, танцев, веселья, фантастики. В жизни помещиков, владельцев хутора Вытребеньки и села Хортыще, только скука и серость обыденного существования. Внешняя незаконченность повести – своеобразный художественный прием, призванный подчеркнуть бессмысленность и бессодержательность жизни Шпоньки, рассказ о котором можно закончить где угодно.
Реалистическая манера письма, проявившаяся в этой повести, сатирическая ее направленность найдут продолжение и развитие в дальнейшем творчестве Гоголя.
Повествование В “Вечерах…” строится на основе двух стилевых тенденций. С одной стороны, это традиции сказа, воспроизведение манеры говорящего (Рудого Панька и его друзей), где широко используются элементы просторечия, народный говор. Но слышится в “Вечерах…” и голос автора, для которого характерна книжная лексика с устойчивыми литературными оборотами.
Именно авторский голос сообщает веселым рассказам оттенок грусти, печали. Это особенно заметно в “Сорочинской ярмарке”. Проникнутая смехом и ярмарочным, карнавальным С1лесельем повесть заканчивается печальными размышлениями автора о мимолетности радости и счастья на земле.
Таким образом, в “Вечерах…” представлены различные содержательные мотивы 5ей стилевые тенденции, образующие сложное эстетическое единство, слитность романтических и реалистических начал, что является характерным и для последующего творческого развития писателя.