Сочинение по роману Тургенева “Отцы и дети”;. Часть 4

Особую роль в развенчании нигилистических взглядов Е. Базарова играет в романе любовная линия “Базаров – Одинцова”. Уже при первой встрече Базаров и Одинцова про­являют друг к другу интерес: Одинцовой хочется поговорить с человеком, который ни во что не верит, а Евгению нравятся ее плечи. Когда Базаров с Аркадием навещают женщину в гости­нице, Анна Сергеевна появляется в простом утреннем платье. Освещенная весенним солнцем, она кажется моложе.

Одинцова спокойна, у нее ясные глаза. И во всей этой простоте и спо­койствии больше теплоты

и гармонии, чем в неряшливых шелках, мехах и бархате Кукшиной. После смерти мужа Анна Сергеевна унаследовала великолепный дом и прекрасный сад с оранжереями.

В гостях у Одинцовой Базаров ведет себя со­всем иначе, чем у Кукшиной. Он говорит о медицине, гомео­патии и ботанике.

Базаров глубоко затаивает в себе возникшее чувство к Одинцовой. Когда та приглашает их с Аркадием в имение, он в ответ только краснеет, восхитительных отзывов об Одинцо­вой не разделяет, отмечая лишь ее богатое тело: “Хоть сейчас в анатомический театр”.

В имении у Одинцовой везде царствует порядок. От самой хозяйки веет

чистотой и свежестью. Сестра Анны Сергеевны Катя играет сонату-фантазию Моцарта. Аркадий незаметно для себя влюбляется в девушку.

Тургенев подчеркивает тон­кость Аркадия в восприятии музыки. Становится очевидным, что между Базаровым и Аркадием – большая разница. По возрасту они близки, но по менталитету Аркадий близок к старшим Кирсановым.

Пообщавшись с Одинцовой побольше, Базаров дает ей грубую, но объективную характеристику: “баба с мозгом”. Анну Сергеевну же он тоже заинтересовал. Он кажется ей странным человеком.

В доме Одинцовой господствовал строгий размеренный ук­лад, обязательность исполнения которого раздражает демокра­тически настроенного Базарова. Однако более глубокой причи­ной беспокойства Евгения было возникшее против его воли романтическое чувство к Анне Сергеевне: “В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал cвое равнодушное презрение ко всему романтическому: а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе”.

Это чувство все больше углубляется, когда Одинцова при­знается, что несчастлива и устала от жизни. Базаров отвечает, что все это потому, что она не может полюбить.

На следующий день Одинцова пытается продолжить раз­говор с Евгением о счастье: “Скажите, отчего, даже когда мы наслаждаемся, например, музыкой, хорошим вечером, разго­вором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастие, чем действительным счастием, то есть таким, которым мы са­ми обладаем?” В разговоре Одинцова пытается найти общие черты между ними, а Базаров говорит о разнице (в том числе и в социальном положении), но в конце признается в любви.

Одинцова сама проявляет к Базарову интерес, предлагая поспорить. Евгений в ответ утверждает, что у нее спокойный и холодный нрав, “а для спора нужно увлечение”. С высоко­мерием он судит о свойствах человеческой породы: “Все лю­ди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце.

Легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: не­большие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Лю­ди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой”.

Однако в рассуждениях Базарова одновременно есть и тонкие, разумные мысли: “Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни проис­ходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состоя­ния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет”.

Особую роль в романе играет изображение семьи родителей Базарова. Это простые, добрые люди. Василий Иванович – от­ставной штаб-лекарь. Он постоянно вставляет в разговор латин­ские выражения и гордится, что щупал пульс у князя Витген­штейна и у Жуковского.

Арина Власьевна – типичная русская дворянка. Она чувствительна, верит в порчу, приметы и гадания: “Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глу­па. Она знала, что есть на свете господа, которые должны прика­зывать, и простой народ, который должен служить, – а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас”.

С особой нежностью относится она к сы­ну, ласково называет его Енюшей.

Дед Базарова был военным, служил при Суворове и рас­сказывал о переходе через Альпы. А в гостиной у Базаровых висел портрет Суворова.

Пейзажных зарисовок в романе немного. Однако Тургенев не раз заставляет читателя почувствовать красоту русского пейзажа: “Настал полдень. Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи за­дорно перекликались па деревне, возбуждая в каждом, кто их слышал, странное ощущение дремоты и скуки; да где-то вы­соко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом не­молчный писк молодого ястребка”.

Символична пейзажная деталь – осина на краю ямы. В детстве Базарову она казалась талисманом. Аркадий, наблюдая за миром природы, замечает, как сухой кленовый лист оторвался и падает на землю.

Его движения похожи на полет бабочки. “Самое печальное и мертвое – сходно с самым веселым и живым”, – делает вы­вод Аркадий.

В романе много афористичных фраз, свидетельствующих о глубине философского восприятия мира: “Время (дело из­вестное) летит иногда птицей. Иногда ползет червяком; но человеку бывает особенно хорошо тогда, когда он даже не заме­чает – скоро ли, тихо ли оно проходит”. Философия демокра­тически настроенной интеллигенции звучит из уст отца База­рова: “Теперь настало такое время, – да и слава богу! – что каждый должен собственными руками пропитание себе доста­вать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому”.

За­поминается и фраза Аркадия: “Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было значительно”. В уста Е. Базарова И. С. Тургенев вкладывает порой фразы странные и противоречивые, например: “настоящий человек об этом не должен заботиться; настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть”. Да­нью нигилизму является суждение Базарова о том, что Арка­дий говорит противоположное общее место”.

Непримиримая борьба старого и нового в общественных воззрениях в романе широко отражена в спорах Павла Петро­вича и Базарова, один из которых заканчивается дуэлью. Не случайно в романе есть сцена, когда спорщики провоцируют драку и в лице друга Базаров видит нешуточную угрозу.

Самым нелепым сюжетным ходом в произведении являет­ся трагическая гибель Базарова от заражения крови. Повесть заканчивается описанием кладбища, где похоронен Евгений. Старики, поддерживая друг друга, приближаются к ограде и долго плачут.

Печальный итог жизни каждого человека рису­ется в финальной сцене романа в трагедийном аспекте: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в мо­гиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас свои­ми невинными глазами: не об одном вечном спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном прими­рении и о жизни бесконечной…”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по роману Тургенева “Отцы и дети”;. Часть 4