Сочинение по роману Тургенева “Отцы и дети”;. Часть 1

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был создан в начале 60-х годов XIX века, а в конце 50-х на Россию обрушился кри­зис. Крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. Реформа была необходима, и в 1856 году Александр Второй решил, что лучше освободить крестьян “сверху”, чем они это сделают “снизу”.

Накануне отмены крепостного права в стране резко обострилась идейная борьба между демократами и либеральным дворянством. Этот конфликт и лег в основу нового произведения И. С. Тургенева. Автор придавал

роману большое значение. “Отцы и дети” должны были решить важнейшие политические, философские и эстетические вопросы того времени.

Работу над романом И. С. Тургенев начал осенью 1960 го­да. Манифест об отмене крепостного права вышел в самый разгар работы и наложил отпечаток на его содержание. И. С. Тургенев почувствовал необходимость представить на общественный суд нового героя – врача, материалиста, чело­века, живущего практическими категориями.

Известно, что интерес к естественным наукам в 60-е годы носил особое рас­пространение. В июле 1861 года роман был завершен, а руко­пись его направлена

в журнал “Русский вестник”. В первона­чальной редакции образ Базарова был обрисован в весьма положительных тонах. По требованию редактора журнала М. Н. Каткова И. С. Тургенев с сентября 1861 года по январь 1862 года переделывал роман, снизив при этом идейную и мо­ральную оценку образа Базарова.

В таком виде роман вышел в 1962 году в журнале “Русский вестник”. Роман вызвал среди читателей многочисленные споры. Дворяне решили, что Тур­генев прославляет разночинцев. От Ивана Сергеевича отвер­нулись многие друзья.

Ему стали приходить оскорбительные письма. Разночинцы не поняли значение образа Базарова. Они считали его карикатурой, клеветой на революционеров-демократов.

В адрес автора посыпался поток обвинений. Од­нако роман “Отцы и дети” с исторической точки зрения имеет большое значение. И. С. Тургенев реалистично охарактеризо­вал в нем эпоху шестидесятых годов.

Из произведения мы уз­наем о быте, разговорах и мыслях людей середины XIX века.

Готовя роман к отдельному изданию, И. С. Тургенев час­тично восстановил первоначальный текст, посвятив издание памяти В. Г. Белинского.

Герои произведения делятся на “отцов” и “детей”. К пер­вому лагерю принадлежат либералы, ко второму – демокра­ты. На протяжении всего романа враждуют, спорят между со­бой Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров, ведется непримиримая борьба старого с новым.

Таким образом, цен­тральный конфликт романа является не извечным конфликтом “отцов” и “детей”, а столкновением основных социально – политических взглядов эпохи.

На первых же страницах романа мы знакомимся с братья­ми Кирсановыми. Оба они генеральские сыновья. Николай Петрович закончил университет, женился.

У него родился сын Аркадий. В браке Николай Петрович был счастлив: “Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расстава­лись, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пе­ли дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичным двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством, а Аркадий рос да рос – тоже хорошо и тихо. Десять лет прошло как сон”. Однако супруга Николай Петровича безвременно скончалась.

В романе мы уже видим героя совсем седым, пухлень­ким и немного сгорбленным барином лет сорока с небольшим. На крыльце постоялого двора он ждет своего сына Аркадия. В характере Николая Петровича И. С. Тургенев неизменно под­черкивает доброту: он с нежностью целует сына, умиленно улыбается.

Читатель сразу понимает, что перед ним добрый и открытый человек.

Чуть позже И. С. Тургенев представляет нам второго брата – Павла Петровича Кирсанова. Первое, что бросается в его облике, – необычайный для житья в деревне лоск. Павел Петрович одет в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки. И. С. Тургенев не ограничи­вается общим описанием героя: он дает детализированный портрет: “На вид ему было лет сорок пять: его коротко остри­женные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хоро­ши были светлые, черные, продолговатые глаза.

Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юноше­скую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, кото­рое большей частью исчезает после двадцатых годов”.

В романе не раз упоминается о красоте героя и о том, что он пользовался необычайным успехом у женщин. Но красота не могла принести ему счастья. Роковая связь с княгиней Р. помешала герою создать семью.

Он так и остался холостяком. Путешествуя, Павел Петрович возил с собой серебряный не­сессер. От него пахло “благородными” духами. Каждая порт­ретная деталь (“красивая рука с длинными розовыми ногтя­ми”, “снежной белизны рукавчик, застегнутый одиноким крупным опалом”) подчеркивает аристократическую изы­сканность облика героя.

Эту же цель преследуют “китайские красные туфли”, которые Павел Петрович надевает в кабине­те, и интерьер самого кабинета: гамбсовое кресло, камин. И. С. Тургенев не стремился выставить либеральную интелли­генцию в комедийном свете, но невероятная страсть Павла Петровича к изысканным нарядам после очередного детализи­рованного описания уже начинает выглядеть карикатурно: “Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утрен­ний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась ма­ленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок”.

Братья Кирсановы ярко противо­поставлены друг другу в сцене знакомства с Евгением Базаро­вым, которого Аркадий привез погостить в имение. Если Ни­колай стиснул его руку, “которую тот не сразу ему подал”, то Павел Петрович Базарову “руки не подал и даже положил ее обратно в карман”. О скрытности и самолюбии Павла Петро­вича свидетельствует и его манера держаться во время ужина, когда он медленно похаживает с рюмкой красного вина по столовой и произносит какое-либо “замечание или скорее вос­клицание, вроде “а! эге! гм!”.

Добрый и доверчивый Николай Петрович, наоборот, рассказывает много разных историй.

На Базарова, однако, наибольшее впечатление производит именно Павел Петрович. Он словно предчувствует горячие идейные споры с этим человеком. Противопоставляя в образ­ной структуре романа образы Базарова и Павла Петровича, И. С. Тургенев не раз акцентирует внимание и на внешности Евгения. Когда он, например, встречает утром в саду аристо­кратично одетого Кирсанова, на нем надето полотняное паль­то и панталоны.

Все это запачкано в грязи, так как он только что занимался ловлей лягушек для опытов, а на старой круг­лой шляпе его комично примостилось болотное растение. Внешний вид героев красноречиво свидетельствует о диамет­рально противоположном отношении к жизни. Павел Петро­вич живет, чтобы наслаждаться красотой, роскошью, светски­ми беседами, а Базаров ищет практическую пользу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по роману Тургенева “Отцы и дети”;. Часть 1