Сочинение по роману Тургенева “Новь”
Последний роман Тургенева “Новь” (1876) посвящен революционно-народническому движению середины 70-х годов, которое пошло в историю под названием “хождение в народ”. Как и раньше, Тургенев резко сатирически изображает представителей реакционных кругов царской России – играющего в либерализм крупного сановника Сипягина, озлобленного консерватора Калломейцева и др.
НапротиВ, в революционной молодежи писатель выделял высокие идеалы служения народу, моральную чистоту, честность, трудолюбие. Особенно отчетливо это было выражено
“Мы пойдем в народ… мы будем работать, мы принесем им, нашим братьям, все, что мы знаем,- я, если нужно, в кухарки пойду, в швеи, в прачки… И никакой тут заслуги не будет, а счастье, счастье…”
И в новом романе Тургенев выступал как трезвый и наблюдательный художник, подлинный реалист, не побоявшийся раскрыть трагизм народнического движения, основанного на идеализации крестьянства, на убеждении
Но, как и Потугин в “Дыме”, он все же не определял развитие действия в новом романе. И в “Нови” нет героя, похожего на Базарова. Тургенев, вспоминая упреки Писарева, так объяснял свою позицию:
“Времена переменились, теперь Базаровы не нужны. Для предстоящей общественной деятельности не нужно ни особенных талантов, ни даже особенного ума – ничего крупного, выдающегося, слишком индивидуального; нужно трудолюбие, терпение, нужно уметь жертвовать собою без всякого блеску и треску…”
Показательно, однако, что будущего героя русской литературы Тургенев видел в помощнике Соломина – рабочем Павле: “Быть может, мне бы следовало резче обозначить фигуру Павла… будущего народного революционера, но это слишком крупный тип – он станет со временем… центральной фигурой нового романа”. Роман Тургенева отличаются подчеркнутой идеологической заостренностью. Споры героев ведутся уже не по отвлеченным философским проблемам, а по вопросам самым живым, актуальным для русской жизни определенного исторического периода.
Публицистические и сатирические элементы в большей! степени определяют творческую манеру Тургенева, отодвигая на второй план традиционные лирические мотивы. Писатель даже прибегает к сатирической гиперболизации, что заставляет вспомнить о творческом опыте Щедрина (например, мотив при обрисовке отрицательных персонажей). Используются в этом плане и традиции Грибоедова.
Так, характеристика “труда” Губарева в самом начале “Дыма” (“О чем это сочинение?” – “Обо, всем, братец ты мой…”) разительно напоминает рассказ Репетилова об Ипполите Удушьеве.