Сочинение по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Часть 1

Роман “Мастер и Маргарита” – центральное произведе­ние творчества М. А. Булгакова. Оно обладает интереснейшей художественной структурой: действие романа разворачивает­ся в трех различных планах. Во-первых, это реалистический мир московской жизни тридцатых годов, во-вторых, ершалаимский мир, который переносит читателя в далекие времена и события, описанные в Библии, и, наконец, в-третьих, это фан­тастический мир Воланда и его свиты.

Б. В. Соколов в книге “Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” (М., 1991) прослеживает связи между

персонажа­ми, принадлежащими к разным планам: Пилат – Воланд – Стравинский – финдиректор Варьете Римский; Афраний – Фагот-Коровьев – врач Федор Васильев, помощник Стравин­ского – администратор Варьете Варенуха; Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович – директор Варьете Лиходеев; Банга – бегемот – Тузбубен – кот, задержанный неизвестным в Армавире; Низа – Гелла – Наташа – соседка Берлиоза и Лиходеева Аннушка – Чума; Кайфа – Берлиоз – неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца, – конферансье Варьете Жорж Бенгальский; Иуда – барон Май
гель – Алоиз Могарыч – Тимофей Квасцов, жилец дома 302- бис; Левий Матвей – Иван Бездомный – Алесандр Рюхин – Никанор Иванович Босой. Характерная особенность развития сюжета в романе – нарушение причинно-следственных свя­зей (внезапность, абсурдность, противоречивость). Показная веселость на деле оборачивается трагедией.

Первоначальные названия “Черный маг”, “Копыто инже­нера”, “Консультант с копытом” акцентировали внимание на образе Воланда. Цель обращения М. А. Булгакова к образам нечистой силы заключается в том, что этот прием помогает писателю обнажить различные проблемы современного ему общества, а также открыть глаза читателю на двойственность человеческой натуры. Воланд появляется в Москве, чтобы ис­пытать нравственность, людей, убедиться, изменился ли мир за тот многовековой путь, который прошло человечество от Рождества Христова и тех событий, которые описаны в ершалаимских главах произведения.

Система образов романа под­чинена тройственному художественному пространству.

Действие романа начинается в Москве, на Патриарших пру­дах, где встречаются председатель правления одной из крупней­ших московских литературных ассоциаций МАССОЛИТ Миха­ил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный. Тонкая булгаковская ирония пронизывает каждую главу романа. Уже в первых его абзацах звучит пародия и на модные в те годы и порой несуразные аббревиатуры, и на подчеркивающие при­надлежность к классу обездоленных литературные псевдонимы (Демьян Бедный, Максим Горький).

Особенно острым сатирическим моментом в этой сцене является разбор антирелигиозной поэмы Бездомного, основ­ным недостатком которой стало то, что Иисус получился в ней “ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж”. М. А. Булгаков мастерски разоблачает здесь низ­копробную сущность написанных по заказу произведений, ко­гда автор вынужден был браться за ту или иную тему, плохо владея при этом необходимым материалом, а главное – вы­полнять навязанную ему задачу. При этом фактически нарушалось самое основное авторское право – право на свободу творчества.

В подтверждение абсурдности подобной ситуации Булгаков тут же организует для Берлиоза встречу с неким иностранцем, который вступает с ним в спор о существовании бога. Причем в качестве доказательства своей правоты незна­комец предсказывает смерть председателя МАССОЛИТа. Примечательно, что в ходе разговора неизбежно всплывают жестокие реалии тридцатых годов: Иван Бездомный воскли­цает, что Канта надо сослать на Соловки.

“Иностранец” поражает собеседников и тем, что достает из кармана любимые папиросы Берлиоза, и тем, что на рас­стоянии слышит разговор между героями. Заостряя внимание читателя на необычных способностях этого персонажа, М. А. Булгаков намекает на связь этого образа с нечистой си­лой. Весьма необычным представляется портрет этой лично­сти: “Правый глаз черный, левый почему-то зеленый”. Так вводится в художественную структуру произведения Воланд – один из ключевых героев романа.

Вскоре оказывается, что этот герой действует не один. Ему помогают не менее зага­дочные персонажи: Фагот-Коровьев и кот Бегемот. Потом свита сатаны еще расширяется.

В ней оказываются включены Азазелло, Гелла, а также приглашенные на бал многочислен­ные грешники. Характерной особенностью изображения не­чистой силы в романе является способность к перевоплоще­нию. Так, например, никто не может вспомнить, как толком выглядит Воланд, да и сама фамилия никак не припоминается (“Вашнер? Вагнер?

Вайнер? Вегнер? Винтер?”).

М. А. Булгаков широко использует в романе колоритную московскую топонимику. Бронная, Патриаршие пруды, Ни­китские ворота, Арбат, Александровский сад – все эти па­мятные названия воссоздают образ исторического центра сто­лицы. Но не в меньшей степени интересует автора жизнь самих москвичей. Наиболее ярким фрагментом романа в этой связи является сцена, в которой обнаруживается и впоследст­вии разоблачается людская алчность: в театре Варьете Воланд показывает фокусы, в ходе которых зрители радостно согла­шаются обменивать старые наряды на новые.

При этом они ссорятся, рвутся на сцену за подарками и даже не скрывают своей неутолимой жадности. Под занавес женщины расхваты­вают туфли без всякой примерки. Во время так называемого “денежного дождя” публика радостно расхватывает падающие в руки червонцы и даже дерется за них.

Через некоторое время последовало неотвратимое наказание за жадность: модная одежда исчезает, а деньги превращаются в этикетки от буты­лок и резаную бумагу. Обличительный характер носит и сцена ожидания Берлиоза на заседании правления МАССОЛИТа. Ее можно рассматривать как прямую пародию на Союз писате­лей, а название дачного поселка Перелыгино явно намекает на знаменитый поселок Переделкино. Все разговоры среди писа­телей сводятся к тому, кто получил или достоин получить да­чу.

Так, в причудливой смеси реального и фантастического обнаруживается истина: люди за много веков так и не измени­лись, так и не научились любить ближнего.

Наряду с развенчанием ложных ценностей (денег и всяче­ских материальных благ), М. А. Булгаков утверждает на страни­цах романа истинные ценности: любовь и творчество. Образы, символизирующие эти два начала, вынесены в название произ­ведения. Фигура Мастера – человека-творца, для которого пи­сательское дело становится самым главным в жизни – близка к образу самого автора.

Не менее важна в романс Маргарита – женщина, готовая на любые подвиги и страдания во имя любви.

В связи с развитием темы творчества в произведении важ­ное место отводится судьбе романа, написанного Мастером. Создав прекрасное произведение, автор не смог бороться за его дальнейшую судьбу. Он сжег рукопись.

Возможно, поэто­му в финале герой заслуживает не свет, а покой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Часть 1