Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. Часть 4



Важную роль в романе играет образ Элен, холодной свет­ской львицы. Ее красота, искусство с молчаливым достоинст­вом держать себя в свете очаровывают Пьера. Не обладая бо­гатым внутренним миром, Элен благодаря лести вскоре обретает репутацию обворожительной женщины.

Рисуя порт­рет героини, Л. Н. Толстой подчеркивает повторяющуюся де­таль – открытые плечи, очень оголенные, белые, полные. Пи­сатель не жалеет эпитетов, чтобы подчеркнуть холодную, чисто физическую красоту графини Безуховой. Улыбка у нее однообразно красивая.

И в этом

однообразии угадывается не­искренность.

Видя, что Элен глупа, он понимает, что брак не принесет ему счастья, но князь Василий, все родные и знакомые из его окружения всячески подталкивают его к женитьбе. И тот в конце концов идет у него на поводу. О том, что Пьер соверша­ет ошибку, он понимает после первого же поцелуя.

Рассказывая о том, как готовится этот брак, и о том, как развиваются дальнейшие отношения супругов, Л. Н. Толстой убедительно показывает, что в светском обществе любовь, подлинные человеческие чувства не являются определяющи­ми при вступлении в брак. Главным аргументом здесь являют­ся связи,

богатство. Подобный же вывод можно сделать из рассказанной автором истории сватовства Анатоля Курагина к Марье Болконской. Им движет лишь желание поправить свои дела.

Старый Болконский, желая оградить дочь от ошибки, от­крывает ей на это глаза: “Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать…”. Рассуди­тельная Марья дает отказ Курагину. Жесткий торг за приданое ведет Берг, делая предложение Вере (старшей дочери в семье Ростовых).

На фоне женских образов второго и третьего планов ярко прописан образ главной героини романа – Наташи Ростовой. Впервые она предстает на страницах произведения в день именин еще совсем юной: “Черноглазая, с большим ртом, не­красивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими ого­ленными руками и маленькими ножками в кружевных панта­лончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка”.

Шаловливая Наташа мила своей непосредственностью, но Л. Н. Толстой не раз еще подчеркивает ее некрасивость. Для него важна, прежде всего, душевная красота. Красивые Вера и Элен холодны душой.

Их лица не освещает улыбка. Княжна Марья же, как и Наташа, болезненна и некрасива, но у нее глубокие и лучистые глаза: “как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них”. Марья религиозна, спо­собна на самоотверженную любовь. Ее душевную тонкость хорошо иллюстрируют противоречивые переживания героини по поводу смерти своего отца: с одной стороны, она скорбит об этом, а с другой – радуется своему неожиданному осво­бождению от его тяжелой в психологическом плане опеки и одновременно ужасается этой радости.

Княжна переосмысли­вает свое отношение к любовнице отца m-lle Bourienne, разде­ляя с ней свое горе.

Мучительно винит себя Марья за то, что, может быть, в последние минуты жизни отца упустила что-то важное, что он хотел бы ей сказать. Эти рассуждения писателя подчеркивают важность каждого сказанного нами при жизни слова.

На примере портрета княжны Марьи в церкви, когда она молится после известия о Бородинском сражении, Л. Н. Тол­стой показывает, как облагораживает черты лица тонкая ду­ховная работа: “Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем”. Не случайно именно эта встреча с княжной в церкви так сильно запала в душу Николаю Ростову и помогла ему открыть для себя богатый внутренний мир Ма­рьи Болконской: “Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чер­тах ее, тревожили его и требовали его участия”.

Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого. Она любит танцевать (причем знает и классические бальные, и на­родные танцы). Юная Наташа мечтает стать танцовщицей.

У нее красивый, хотя и необработанный голос.

На примере образа Наташи Л. Н. Толстой показывает, что душевная красота, а в особенности красота любовного чувства преображает человека и внешне. На вечере у Бергов Наташа буквально преображается и хорошеет на глазах, когда к ней подходит князь Андрей. Однако свадьба с Болконским, кото­рый делает ей предложение, отложена на год. Юная девочка, ослепленная успехом в свете, влюбляется в Анатоля Курагина и решается с ним бежать.

Променяв благородного человека на мерзавца, Наташа своими руками разрушает свое счастье. Од­нако через эти страдания она взрослеет, становится добрее. Сначала героиня совершенно теряет всякую радость жизни.

С чрезвычайной психологической тонкостью передает Л. Н. Тол­стой ее душевное состояние: “Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с чер­ными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе”. Успокоение Наташа находит в молитве.

В муках и страданиях Наташа взрослеет. Ее первый яркий личностный поступок – решение отдать подводы раненым при эвакуации из Москвы. Затем судьба дает ей шанс загла­дить вину перед уже смертельно раненым князем Андреем. Символично, что Наташа безошибочно находит глазами кры­тую повозку, еще не зная, что именно в ней везут Болконско­го.

Перед смертью князь Андрей прощает измену Наташи, и она нежно ухаживает за ним в его последние минуты. Л. Н. Толстой пишет, что Наташа ничего не делала “не от всей души, не изо всех своих сил”. Любимая героиня писателя на­ходит свое счастье в семье, в детях.

Она выходит замуж за благородного человека.

Отдельной важной темой романа является изображение семейных отношений. Наиболее подробно в произведении в этой связи описывается семейство Ростовых. Это гостеприим­ная семья, где собираются люди более прямодушные и сер­дечные, чем у А. П. Шерер, и держат себя просто и естествен­но. У Ростовых всегда хлебосольно и весело, танцы, звучит музыка.

В семье царят теплота и взаимопонимание. Родствен­ники часто обнимаются и целуются между собой.

Несколько иная семейная атмосфера описывается в доме старого князя Николая Андреевича Болконского в Лысых Го­рах. “Он говорил, что есть только два источника людских по­роков: праздность и суеверие, и что есть только две доброде­тели: деятельность и ум”, – так характеризует Л. Н. Толстой хозяина дома.

Н. А. Болконский регулярно занимался со своей дочерью княжной Марьей математикой, которую она плохо понимала. В определенные часы (между 12 и 14 часами) девушка игра­ла на клавикордах. В доме поддерживается строгий порядок.

Не случайно описание праздненств в доме Ростовых и аске­тичного быта в Лысых Горах в произведении расположены рядом. Толстой хочет подчеркнуть, что в доме Ростовых жи­вут чувствами, эмоциями, а в жизни Болконских чувства ус­тупают место разуму. Чтобы рельефнее показать тип отно­шений в этой семье, Л. Н. Толстой ярко описывает сцену прощания князя Н. А. Болконского с сыном Андреем перед отъездом: вместо теплых объятий отец и сын молча смотрят друг на друга, а затем старый князь с сердитым криком “Ступай!” выгоняет сына из кабинета.

Конечно, старик нервничает, понимая, что, может быть, видит сына в послед­ний раз, но даже в такой момент он не дает воли сентимен­тальным нежностям.

С течением времени старый князь Болконский становится все более раздражительным, порой просто оскорбляя своих домашних. Набожная Марья уже мечтала уйти из дома стран­ницей, но не могла бросить отца и племянника. Однако Л. Н. Толстой показывает читателю причины этой несдержан­ности: князь тяжело переживает свою старость и немощность. Однажды перед сном он вспоминает себя молодым генералом без одной морщины на лице, сцену первого свидания с Потем­киным, с матушкой-императрицей.

Особенно ужасной кажет­ся Болконскому собственная беспомощность перед лицом на­полеоновского нашествия: французы стоят в Витебске, через четыре перехода могут быть в Смоленске, а старый князь со­бирает ополчение и, отправляя домашних в Москву (подальше от линии фронта), принимает отчаянное решение остаться в Лысых Горах и защищаться “до последней крайности”. В этой беспомощной и безрезультатной попытке совершить свой по­следний ратный подвиг он умирает. Прощаясь перед смертью с княжной Марьей, старый князь просит ее надеть любимое им белое платье. Так трогательно он выражает свое отцовское чувство к ней.

Одновременно это символическая деталь в ро­мане: до самой смерти князя Марья не покидала его, а теперь она стала свободной и получила возможность устроить свою личную жизнь.

Рисуя обряд прощания со старым князем, Л. Н. Толстой одновременно подчеркивает ужас и величие смерти: закосте­нелый рот, маленькое ссохшееся тело, расходившиеся ноги, которые перевязывают платком, холодная и закоченевшая ру­ка – все эти натуралистические детали подчеркивают брен­ность тела человеческого. Лишь строгий вид спокойного лица все еще напоминает в облике мертвого князя о силе гордого величия его интеллекта и высоких помыслах души. Буквально в одном предложении сопрягает писатель две художественные детали: мундир с орденами и маленькое ссохшееся тело.

Здесь автор хочет подчеркнуть разительный контраст между при­жизненными заслугами человека и его ничтожными останка­ми. Таким образом, читатель еще раз убеждается в том, что не в физических данных, полученных человеком от природы, за­ключается суть его отношений с миром, но только в духовной составляющей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. Часть 4