Сочинение по роману Гончарова “Обыкновенная история”

Первые произведения Гончарова относятся к концу 30-х годов, это были стихи, написанные в модном тогда романтическом духе. Постепенно направление писателя меняется. В его ранних повестях “Лихая доблесть” и “Счастливая ошибка” заметны уже элементы реализма.

Теперь сентиментальная мечтательность героев вызывает у писателя ироническое отношение. Под влиянием гоголевских традиций Гончаров обращается к изображению петербургского дна (очерки “Иван Саввич Поджабрин”). Накопленный творческий опыт помог Гончарову в работе над первым его романом – “Обыкновенная история”, который был опубликован 1847 г. в только что преобразованном журнале “Современник”.

В центре сюжета романа – контрастное сопоставление провинциального юноши-романтика Александра Адуева, приехавшего в Петербург в надежде осуществить здесь свой прекраснодушные мечты о карьере, возвышенной любви, об искусстве, и его дяди – резвого и положительного Петра Адуева, являющегося дельцом уже нового буржуазного склада.

По глубине раскрытия исторических тенденций в развитии русского общества, по художественному мастерству “Обыкновенная история” стала одним из наиболее значительных произведений “натуральной школы”. Социальный анализ удачно сочетался с элементами психологизма. Идейные споры дяди и племянника Адуевых составляют важнейший конструктивный элемент. “Обыкновенной истории”. Основой структуры романа становится “диалогический конфликт”.

В споре Адуевых нет победителя. Дядя строго логически отстаивает идеи исторического прогресса, связанного с капиталистическим развитием. В племяннике же писателю дороги лирический пафос, вера в силу человеческих чувств, живое движение сердца.

Но Александр Адуев изменяет своим юношеским, возвышенным мечтам. Он оправдывает себя ссылками на время: “Что делать…! век такой. Я иду наравне с веком”.

Гончаров критически изображает русскую действительность (крепостническую деревню, столичный Петербург) прежде всего потому, что она деформировала человека, вырабатывала из него только помещика, чиновника (или офицера, солдата, слугу и т. д.) и уничтожала в нем естественные, человеческие начала, лишала его индивидуальной неповторимости. Юный Александр Адуев, попадая из патриархальной деревни в столицу, теряет там присущие ему душевность, искренность, свежесть чувств. Зато приобретает жизненный опыт, избавляющий его романтической непрактичности.

Уравновешены ли потери и приобретения? Логика художественного развития Адуева-старшего приводит к выводу о крахе его жизненных взглядов, в которых явно уже ощущаются буржуазные принципы “умеренности и аккуратности”. Тупик, к которому приходит Петр Адуев – крупный чиновник и. не менее крупный капиталист, закономерен, ибо все личные отношения (дружбу, любовь, семью) он приносит в жертву выгоде, службе, карьере, денежным интересам. В финале Александр Адуев предстает почти совершенно таким же, как и его дядюшка (вплоть до боли в пояснице).

Сюжетное “кольцо” должно было предсказать непрочность и иллюзорность той жизненной позиции, на которую переходит недавний романтик. В свое время Белинский обращал внимание прежде всего на то, что роман был “страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму” . С высоты накопленного исторического опыта мы можем сегодня заметить и антибуржуазный пафос романа, разоблачение мертвенного воздействия буржуазного рационализма и практицизма на душу молодого человека. В обыкновенности той истории, которую рассказал Гончаров, заключается тревога, предостережение и урок.

К концу 40-х годов в русской литературе уже существовали роман в стихах (“Евгений Онегин”), роман, состоящий из ряда; относительно самостоятельных повестей (“Герой нашего времени”), роман-поэма (“Мертвые души”), роман в письмах (“Бедный люди”). Однако лишь в 1847 г. появились два романа в собственном смысле этого слова, не требующие для определения их жанрового своеобразия никаких дополнительных уточнений: “Кто виноват?” Герцена и “Обыкновенная история” Гончарова.

Противоречивые чувства – тревога и надежда – охватывали писателя, когда он наблюдал за неумолимым историческим процессом: всеобщим разрушением патриархального, традиционного уклада. Это происходило повсюду, даже на совсем уж далеких от России островах Зеленого Мыса, где он увидел “покой мертвый, непробуждающийся”:

“Я,- пишет Гончаров,- припоминал сказки об окаменелом царстве. Вот оно: придет богатырь, принесет труд, искусство, цивилизацию, разбудит и эту спящую от века красавицу, природу, и даст ей жизнь”.

Размышления эти имели самое непосредственное отношение к роману. В какие бы экзотические страны ни попадал Гончаров во время всего плавания, мысль в России ни на одну минуту не покидает ого. С глубоким уважением рисовал писатель будничную и вместе с тем полную опасности жизнь и работу русских матросов и офицеров, восхищался их осмысленным трудом, смелостью и энергией.

Полученные впечатления были очень важны в психологическом и творческом плане для автора романа о человеке, который погибает в безвоздушной атмосфере “окаменелого” или “сонного царства”, названного впоследствии обломовщиной.



Сочинение по роману Гончарова “Обыкновенная история”