Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы»
Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности «жизнеописанию» Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением.
Роман «Братья Карамазовы» стал итогом творческого развития писателя, своеобразным синтезом его общефилософских, этических, социальных идей. Действие «Братьев
Болезненная ломка социального уклада жизни, моральное разложение, идейные конфликты, столкновения, кризисы становятся уже обычными не только для столицы, но и для маленького уездного города.
Вся Россия затронута необратимыми изменениями, проявляющимися в экономике и политике, общественной нравственности и семейной жизни. В «Братьях Карамазовых » нарисована широкая картина русской провинциальной
История семейства Карамазовых — отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана, Дмитрия и Алексея, и одного незаконного, лакея Смердякова,- должна была дать представление об основных тенденциях развития дворянско-буржуазного общества, о громадной амплитуде колебаний между двумя «безднами», идеалами Содома и Мадонны, порока и добродетели, безобразия и красоты. В черновых набросках к роману Достоевский писал:
«Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России».
Проблема «двойничества» возникает в романе еще раз, в сцене ночного видения Ивана, когда ему кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой. Постоянная для всего творчества Достоевского тема «маленького человека» представлена и в последнем его романе.
Она отразилась в сюжетной линии, связанной с историей штабс-капитана Снегирева, его сына Илюшечки и гимназистов.
Во многих произведениях Достоевского существенную роль играют дети, которые часто становятся символом страдания, унижения и скорби (Нелли в «Униженных и оскорбленных»). Вместе с тем через их образы писатель воплощает идеи возмездия, суда над всеми мерзостями собственнического общества. Мысль о детях как судьях грязного мира и одновременно как надежде на его обновление является одной из ведущих в «Братьях Карамазовых». Вот почему такое важное место занимают в романе сцены, в которых участвуют гимназические товарищи Илюшечки.
Дети принимают в свой круг Алешу, что придает всему роману определенную идейную завершенность.
Мечта писателя о движении человечества к светлому будущему, новому «золотому веку» связана у него с мыслью о молодежи. Во второй (ненаписанной) части романа Достоевский, как о том свидетельствует один из его современников, хотел провести Алешу Карамазова через монастырь и
«сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили.
Он искал бы истину, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером…».
В «Братьях Карамазовых» можно встретить почти все типы героев Достоевского, встречавшиеся и ранее в его произведениях, характерные для него конфликты, сюжетные повороты, приемы изображения. Только все это в последнем романе дано более укрупненно, увеличивается масштаб событий, усиливается накал страстей, напряженность стиля. У Достоевского и ранее в небольшой промежуток времени происходило много событий, однако в «Братьях Карамазовых» в две недели сюжетного действия вмещено такое количество происшествий, неожиданностей, преступлений, случайных встреч, что этого бы хватило на несколько романов — философских, приключенческих, психологических, семейио-бытовых, общественно-политических и т. д. В «Братьях Карамазовых» особенно отчетливо проявился характерный для Достоевского обостренный интерес к убеждениям и переживаниям героев, к их «идеям-чувствам».
Поэтому писатель стремится проникнуть в их внутренний мир, изобразить самый поток их сознания, как правило, в момент наивысшего духовного напряжения. Это осуществляется с помощью различных повествовательных форм — внутренних монологов и диалогов, идейных споров, исповедей и т.
Д. Чрезвычайная напряженность конфликтов, острейшие драматические ситуации, резкость контрастов предопределяются нравственными кризисами героев, стремительным водоворотом страстей, открытым противоборством их мировоззрений, идей, интересов, что находит прямое выражение в резких спорах, обидах, оскорблениях, скандалах вплоть до катастрофических развязок (убийство, самоубийство, суд). Ни в одном произведении Достоевского ранее не занимали такого видного места диспуты па философские темы, споры, легенды (‘»Легенда о великом Инквизиторе»), поучения, связанные с важнейшими вопросами бытия. В романе широко используются «вечные образы».
Они призваны были, как отмечает Г. Ф. Фридлендер, не только
«осветить для читателя глубинный смысл рисуемых романистом ситуаций как это уже было в «Преступлении и наказании» с образами Наполеона или Магомета, в романе «Идиот» с образом Христа, в романе «Бесы» с символическим эпиграфом. Но им отведено также специальное — обширное — место в кульминационных книгах и главах романа, образующих особую философско-символическую «надстройку» над главами, которые посвящены социально-бытовым коллизиям и типам «текущей» действительности».