Сочинение по роману Чернышевского Н. Г. “Что делать?”;. Часть 4



Примечательна в романе сцена, в которой Лопухов напра­шивается на обед в доме Розальских. Тонкая ирония, перерас­тающая в гневную критику мещанства, сквозит в описании со­стояния Марьи Алексеевны: “Лицо Марьи Алексеевны, сильно разъярившееся при первом слове про обед, сложило с себя решительный гнев при упоминании о Матрене и приняло выжидающий вид: – “посмотрим. Голубчик, что-то прило­жишь от себя к обеду? – у Денкера, – видно, что-нибудь хо­рошее!” Чтобы не выглядеть нахлебником, Дмитрий Сергее­вич тратит на вино и пирог свой

доход за три недели. На эти деньги он мог бы существовать целый месяц.

Неслыханная щедрость не остается без внимания расчетливой женщины: “У Марьи Алексевны глаза покрылись влагою, и лицом неудер­жимо овладела сладостнейшая улыбка”. Не имея иной воз­можности помочь Верочке, Дмитрий Сергеевич предлагает ей фиктивный брак. Верочка соглашается, подчеркивая, однако, что не собирается жить на деньги мужа, а тоже будет рабо­тать: давать уроки на фортепьяно. Жить же они будут в раз­ных комнатах и в дела друг друга не вмешиваться.

Лопухов соглашается с этим, но все равно понимает, что. предложив брак, берет

на себя ответственность за судьбу женщины. Он знает, что сам может довольствоваться самыми скромными радостями: “Сапоги есть, локти не продраны, щи есть, в ком­нате тепло – какого рожна горячего мне еще нужно? А это у меня будет.

Стало быть, какой же мне убыток? Но женщине, молоденькой, хорошенькой, этого мало. Ей нужны удовольст­вия, нужен успех в обществе. А на это у ней не будет денег”.

Скромная свадьба, которую с помощью супругов Мерцаловых и Александра Матвеича Кирсанова организует Лопухов, про­ходит, несмотря на особые обстоятельства венчания, весьма весело, по-молодежному: маленький завтрак и танцы.

Узнав о нежелательной свадьбе, разгневанная Марья Алексеевна и из этой ситуации решает извлечь пользу, посы­лая Павла Константиныча к хозяйке, чтобы тот убедил ее в том, что специально свел дочку с учителем, дабы отвадить от хозяйского сына, о чем та и мечтала. Ожидая визита новоис­печенного зятя, Марья Алексеевна решает, что из белья и пла­тья дочери дать Верочке. Она мысленно выбирает платья по­проще, а белье побольше изношенное.

Н. Г. Чернышевский тонко комментирует решение героини: ” ничего не дать нель­зя, благородное приличие не дозволяет, а Марья Алексевна всегда строго соблюдала благородное приличие”. После раз­говора с Лопуховым Марья Алексеевна видит ночью сон, в котором ее дочь предстает в ореоле того мещанского счастья, основанного на материальном достатке. В этом сне у ее Ве­рочки платье из самой дорогой материи, а на пальцах перстни.

В этом сне Дмитрий Сергеич, которого Марья Алексеевна на­зывает теперь “милым сыном”, дарит ей толстый бумажник, набитый 100-рублевками. В главе “Похвальное слово Марье Алексеевне” Н. Г. Чернышевский подводит итог размышлени­ям над типом характера героини, анализу мещанской филосо­фии. Согласно ее жизненной теории люди делятся на дураков и плутов. Однако Н. Г. Чернышевский, показывая приземлен – ность и мещанскую узость мышления героини, подчеркивает ее природный ум и силу характера.

Ее предприимчивость по­могла обеспечить семью в самый тяжелый период. Писатель показывает, что грубость и меркантильность Марьи Алексеев­ны во многом объясняются влиянием сложившихся жизнен­ных обстоятельств.

Получив личную свободу, Вера Павловна решает завести швейную мастерскую. За помощью в поиске заказов она об­ращается к Жюли.

Перед открытием собственного дела Вера Павловна видит второй сон, символическое значение которого несколько глубже, чем у первого. Вера Павловна видит во сне, как ее муж ходит по полю со своим приятелем, наблюдая, как растет пшеница. В философской беседе мужчины обсуждают такие категории, как “движение”, “труд”, “реальность”, “жизнь”, и их соотношение.

В этом же сне возникает образ матери, которая, моделируя иной ход развития событий, показывает, что было бы, если бы она была добрая. К 45 годам она превратилась бы в измучен­ную. изнуренную старуху. При этом семья все равно жила бы в нищете.

В этом сне мать просит у дочери не любви и даже не уважения, а признательности и благодарности, напоминая, что Вера на воровские деньги выучена.

Прибыль от организованной швейной мастерской Вера Павловна не забирает себе, как это делает хозяин производст­ва в капиталистическом мире, а по-социалистически распре­деляет между швеями сперва поровну, а потом по принципу: “От каждого – по возможностям, каждому – по труду”. В утопическом проекте, описанном в романе Н. Г. Чернышевско – го, швеи так деликатны по отношению друг к другу, что сами хотят получать одинаковую плату, понимая, что те, кто рабо­тает лучше, уже достаточно вознаграждаются за успешность своей работы, то есть уже морально готовы к коммунистиче­скому принципу разделения материальных благ: “От каждого

– по возможностям, каждому — по потребностям”. Тихая и деятельная жизнь, которой живет Вера Павловна, полна спо койствия, радости и доброты. В семье у нее тоже царят лад и уважение.

Символично, что теперь Верочка может позволить себе тот самый вкусный чай со сливками, о котором так меч­тала в родительском доме. У героини хватает времени и на уход за собой, и на хлопоты по хозяйству (хотя у нее все-таки есть всегда одна помощница), и на частные уроки (по 10 часов в неделю), и на мастерскую, и на послеобеденный сон, и на чтение. В доме есть и небольшой рояль, на котором героиня иногда играет.

Однако спокойное счастье в дружеском браке дало трещину, когда Вера Павловна познала настоящую лю­бовь. Объектом ее стал лучший друг ее мужа Кирсанов. Как и Лопухов, он с детства сам пробивал себе дорогу в жизни и не­редко страдал от прихотей сильных мира.

Так, например, одна дама пригласила его составлять каталог для библиотеки за 80 рублей. Кирсанов взялся за эту работу. А через полтора меся­ца дама вдруг решила, что каталог ей не нужен.

Она заплатила Кирсанову 10 рублей, хотя к тому моменту он выполнил уже больше половины работы. Этот эпизод показывает, как произ­вол богатых попирает время и человеческое достоинство под­линных интеллигентов, людей совестливых, доверчивых и по­рядочных. Н. Г. Чернышевский так характеризует Лопухова и Кирсанова: “Каждый из них – человек отважный, не колеб­лющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело – и ес­ли возьмется, то уже крепко, так что оно не выскользнет из рук, – это одна сторона их свойств; с другой стороны, каж­дый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: “Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?”

Рассуждая о данном типе людей, Н. Г. Чернышевский под­черкивает, что прежде таких людей были единицы, а сейчас их уже становится больше. При этом сам тип претерпевает изме­нения: люди становятся более деятельными.

Неожиданно поздно, словно показывая, что это важно ему лишь для развития любовной линии романа, Н. Г. Чернышев­ский дает портреты героев: “У Лопухова, более смуглого, были темно-каштановые волосы, сверкающие карие глаза, казавшие­ся почти черными, орлиный нос, толстые губы, лицо несколько овальное. У Кирсанова были русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос. малень­кий рот, лицо продолговатое, замечательной белизны. Оба они были люди довольно высокого роста, стройные.

Лопухов не­сколько шире костью, Кирсанов несколько выше”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по роману Чернышевского Н. Г. “Что делать?”;. Часть 4