Сочинение по произведению Щедрина “Пошехонская старина”
“Пошехонская старина” (1887 – 1889) является последним произведением Щедрина. Оно создавалось уже после закрытия “Отечественных записок” (1884) и печаталось на страницах журнала “Вестник Европы”. “Пошехонская старина” во многом автобиографична. В ней отражены детские впечатления писателя, но, разумеется, ее значение значительно шире.
Писатель решил обратиться к далекому прошлому, к эпохе крепостного права потому, что реакционные круги в 80-е годы усиленно идеализировали крепостные порядки, взаимоотношения помещика
Салтыков-Щедрин считал Необходимым рассказать молодому читателю о том, что на самом деле происходило в русской жизни в 30-40-е годы. Писатель был убежден, что, “несмотря на изменившиеся формы общественных отношений, сущность их еще остается нетронутой”, что прошлое не только помогает понять настоящее, но во многом и определяет его. Поэтому писатель стремится найти в жизненном материале, который изображен в его “Пошехонской старине”, закономерности, определяющие во многом и современную
В русской литературе середины XIX в. было создано немало семейных хроник, посвященных изображению жизни помещичьей усадьбы (С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой). Общая тональность таких произведений, как правило, была светлой, жизнерадостной.
У Салтыкова-Щедрина повествование выдержано в мрачных тонах; речь идет не о расцвете человеческой личности, а, напротив, ее вырождении и гибели: “Всебыло проклято в этой среде, все ходило ощупью в мраке безнадежнбсти и отчаянья, который опутывал ее. Одни были развращены до мозга костей, другие придавлены до потери человеческого образа. Только бессознательность и помогла жить в таком чаду”.
В “Пошехонской старине” фактически нет сатирического заострения, приемов фантастического гротеска. Повествование ведется в подчеркнуто спокойном, как бы бесстрастном тоне. Сама действительность оказывалась страшнее и даже фантастичнее любого художественного вымысла.
Салтыкову-Щедрину как раз и нужно было убедить читателя в отсутствии любых преувеличений в его книге, Посвященной полному отрицанию любых форм угнетения человека человеком как в эпоху крепостного права, так и после его отмены.
Миру крепостников в “Пошехонской старине” противопоставлена целая галерея крестьянских образов, в числе которых писатель изображает крепостных, не только духовно искалеченных долгими годами рабства (Аннушка, “верный слуга” Конон), но и способных на бунт, гордых и непреклонных в решимости отстаивать до конца свое человеческое достоинство (Мавруша-Новоторка, Матрена-бессчастная, Ванька-Каин и др.). Обращаясь к молодым читателям, “детям”, Салтыков-Щедрин завещал: “Не давайте окаменеть и сердцам вашим, вглядывайтесь часто и пристально в светящиеся точки, которые мерцают в перспективах будущего”.
- “Пошехонская старина” Салтыкова-Щедрина в кратком изложении Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. В глуши Пошехонья проходит детство и молодые […]...
- Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина “Пошехонская старина” Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. В глуши Пошехонья проходит детство и молодые годы Никанора, ставшего свидетелем самого […]...
- Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Роман (1887-1889) Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. […]...
- Пошехонская старина краткое содержание Салтыков-Щедрин М. Е. Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. В глуши Пошехонья проходит детство и молодые годы Никанора, […]...
- Периоды творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина В литературе критического реализма XIX в. особое место принадлежит Салтыкову-Щедрину – великому сатирику, “прокурору русской общественной жизни”. Раннее творчество (40-50-е годы) развивалось под влиянием идей Белинского и кружка петрашевцев. Повести “Противоречия” и “Запутанное дело” ставили проблему социального неравенства. В этот же период написаны “Губернские очерки” о жизни дореформенной России. В 1862-1870 гг. Салтыков-Щедрин сотрудничает в […]...
- Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. “Это был писатель-боец, стоявший на юру” (И. С. Тургенев). II. Мастер социально-политической сатиры. 1. “Я вырос на лоне крепостного права. Я видел царство испуга”. Голос революционного демократа в аллегорическом жанре разоблачительной сатиры. 2. Переосмысление сказочно-фольклорных образов и сюжетов. 3. Салтыков-Щедрин – “представитель партии коренного переворота” (А. Герцен), […]...
- Сочинение особенности сатиры Салтыкова-Щедрина Подготовка к ЕГЭ: Сочинение особенности сатиры Салтыкова-Щедрина Сочинение. Тема: “Особенности сатиры Салтыкова-Щедрина”. Блестящий сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин стоит особняком в плеяде известных писателей России девятнадцатого столетия. Писатель своим словом вершит суд над царско-помещечьим господством, длящимися веками произволом и насилием. Вместе с тем он обличает пассивность угнетенных масс, понимая, что историей еще не предуготовлено их освобождение. […]...
- Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “Коняга” Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Коняга” описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание”. В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания […]...
- Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист” Как и в других сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения “карась-идеалист” имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М. Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности […]...
- Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” Жанр сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина в полной мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим силам все труднее было преодолевать цензурные запреты. Сказка помогала перевести М. Е. Салтыкову-Щедрину в разряд иносказательного повествования разговор о наболевших проблемах эпохи. В произведении “Премудрый пискарь” на первый план выходит сатирическое изображение обывателей, […]...
- Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “История одного города”;. Часть 1 “История одного города” – одно из центральных произведений творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале “Отечественные записки” в 1869- 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Основными средствами сатирического обличения действительности в произведении являются гротеск и гипербола. В жанровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ автора-повествователя назван в нем “последним архивариусом-летописцем”. После […]...
- Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве” Сатирическое изображение господствующих классов и различных социальных типов ярко выразилось в сказочной форме в произведении “Медведь на воеводстве”. Уже в начале сказки писатель уведомляет читателя, что речь пойдет о злодействах. Далее вводится герой произведения – Топтыгин 1-й. Уже сам порядковый номер служит намеком на первое лицо в государстве. Этот намек подчеркивается и в дальнейшем рассказе […]...
- Бичующая сатира в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин является прямым продолжателем литературных традиций Н. В. Гоголя. В произведениях Салтыкова-Щедрина сатира обрела новую форму, не потеряв своей остроты и актуальности. В “Сказках для детей изрядного возраста” писатель бичует беспорядки, мешающие развитию России. И главное зло, которое осуждает автор, – это крепостное право, губящее как рабов, так и господ. В “Повести о […]...
- Сочинение на тему: “Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина” Сказки Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина были созданы в последние годы жизни писателя (1883-1886) и представляют собой отдельный пласт его творчества, определенным итогом литературной деятельности Салтыкова. Сказки Салтыкова Щедрина называют художественным синтезом всего творчество писателя. Это не случайно – велика их идейная значимость, многообразны художественные типы, воссозданные в сказках, разнообразны художественные приемы. Только в сказках писатель мог […]...
- Сочинение на тему: “Особенность сказки Салтыкова-Щедрина” Салтыков-Щедрин изобличает паразитизм и полную неприспособленность к жизни людей, давно отвыкших от труда. Власть имущие ни на что не способны самостоятельно, единственное, что в их силах – найти того, кого можно принудить к работе. Однако сатира писателя направлена здесь не только против эксплуататоров, но и против мужика, который покорно выполняет все то, что приказывают ему […]...
- Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “История одного города”. Часть 2 В данном фрагменте произведения используется еще один гротесковый ход: голова, которую везут после ремонта градоначальнику, по городе вдруг начинает кусаться и произносит слово: “Разорю!” Особый сатирический эффект достигается в финальной сцене главы, когда бунтующим глуповцам практически одновременно привозят двух разных градоначальников. Но народ привык уже ничему сильно не удивляться: “Самозванцы встретились и смерили друг друга […]...
- Биография Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович – русский писатель-реалист, критик, автор острых сатирических произведений, известный под псевдонимом Николай Щедрин. Детство и образование Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях – с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка. В 1836 […]...
- Биография Михаила Салтыкова-Щедрина Краткая биография Михаила Салтыкова-Щедрина Михаил Салтыков-Щедрин – русский писатель-публицист XIX века, вице-губернатор Рязани и Твери. Настоящее имя писателя Михаил Евграфович Салтыков, а псевдоним – Николай Щедрин. Родился 27 января 1826 года в стародворянской семье в селе Спас-Угол Тверской области. Начальное образование получал дома с помощью крепостного живописца Павла Соколова. В возрасте 10 лет поступил в […]...
- Сочинение на тему: “Покорность мужика в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Е. Салтыкова-Щедрина” В произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” мы видим необычный сюжет, за которым скрывается обычная реальность. Автор показывает нам, насколько глуп и прост “мужик” и насколько хитры и эгоистичны “генералы”. Во время морского путешествия генералы без устали бранят мужика “за его тунеядство”, а он в ответ лишь старается […]...
- Сочинение на тему: МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889) В литературе критического реализма XIX в. особое место принадлежит Салтыкову-Щедрину – великому сатирику, “прокурору русской общественной жизни”. Раннее творчество (40-50-е годы) развивалось под влиянием идей Белинского и кружка петрашевцев. Повести “Противоречия” и “Запутанное дело” ставили проблему социального неравенства. В этот же период написаны “Губернские очерки” о жизни дореформенной России. В 1862-1870 гг. Салтыков-Щедрин сотрудничает в […]...
- Сочинение на тему: “Пародия на официальные исторические сочинения М. Е. Салтыкова-Щедрина “История Одного Города” М. Е. Салтыков Щедрин – один из наиболее ярких отечественных писателей. Его творчество отличается фантастической социальной злободневностью, и произведения его не устарели по сей день. Салтыков-Щедрин клеймил пороки, которые видел вокруг, порой иронией, а чаще – злой сатирой. “История одного города” – сатирическая пародия на власть и ее взаимоотношения с народом, а так же на […]...
- Анализ сказки “Дикий помещик” Салтыкова-Щедрина Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них посатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков. Но не каждый […]...
- Сочинение: Судьба России (по роману Салтыкова-Щедрина “История одного города”) Салтыков-Щедрин – писатель особенный, имеющий оригинальный взгляд на действительность, взаимоотношения людей, человеческую суть, исторические закономерности развития общества. Он гениальный мастер своего дела. И. С. Тургеневу писатель однажды сказал: “Меня теперь тревожит одна мучительная мысль: у меня в голове хранится такое обилие тем, образов, выношенных идей, что я боюсь, что умру прежде, нежели успею их передать […]...
- Творчество Салтыкова-Щедрина Он вошел в литературу под именем Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношение к семье, отношения помещиков и “рабов” он позже воссоздает в “Пошехонской старине” и “Господах Головлевых”. В 1844 году он был выпущен из лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Работа не мешает его литературным делам. Практически друг за […]...
- Вопросы и ответы к творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в “Губернских очерках”, “Помпадурах и помпадуршах”, “Истории одного города”, “Господах Головлевых”. Все эти темы находят отражение и в “Сказках”. 2. Какая деталь […]...
- “В высшей степени правдив и человечен”. Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина (разработка урока) Урок можно провести в форме лекции с элементами беседы и начать его со знакомства с рассказом А. И. Куприна “Исполин”. Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, “приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные […]...
- Сочинение на тему: “Глуповцы и правители Глупова в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина” Перед тем как начать работу над “историей одного города”, М. Е. Салтыков- Щедрин писал: “Меня ужасает эпоха, ужасает историческое положение…”. Писатель в своем произведении сумел совместить сюжеты и мотивы преданий, сказок, прочих фольклорных произведений и в предельно простой, доступной форме донести до читателя в изображении картин народного быта и житейских заботах простых людей антимонархические идеи. […]...
- О сатирическом цикле “Помпадуры и помпадурши” М. Е. Салтыкова-Щедрина После закрытия “Современника” Салтыков-Щедрин перешел в преобразованные “Отечественные записки”, которые начал редактировать Некрасов. В этом журнале были опубликованы все произведения сатирика 70-х – начала 80-х гг., в том числе и сатирический цикл “Помпадуры и помпадурши”, начатый ранее. Эти очерки, а также и последующие циклы, называемые иногда общественно-сатирическими романами, посвящены прежде всего художественному исследованию тех изменений, […]...
- Особенности жанра сказки у М. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889) – русский писатель-сатирик. Демократ-просветитель, идейный ученик В. Г. Белинского… Творчество направлено против самодержавно-крепостнического строя (“Губернские очерки”, “Помпадуры и помпадурши”, “Пошехонская старина”, “Сказки” и др.). Большой энциклопедический словарь Многие писатели и поэты использовали сказку в своем творчестве. С ее помощью автор выявлял тот или иной порок человечества либо общества. Сказки Салтыкова-Щедрина не […]...
- Сатирическое изображение “хозяев жизни” в сказках Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, – капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, […]...
- Сочинение по роману Салтыкова Щедрина “История одного города” “История одного города” М. Е. Салтыкова Щедрина написана в форме повествования летописца архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков Щедрин выступает в разных качествах: […]...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как социально-политическая сатира Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – один из величайших сатириков в мировой литературе. Свою жизнь и свой талант он посвятил борьбе за освобождение русского народа от крепостнического гнета;, критикуя в своих произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостного права. Сатирик высмеивал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их […]...
- Сочинение на тему: “Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, как обличение пороков” Особенностью написания произведений Салтыкова-Щедрина является сатирическая направленность. Автор выбрал жанр сатиры, форму сказки, так как это помогает скрыть от цензуры истинный смысл произведения, так же жанр сказка позволяет передавать различные события простым языком, доступным для читателя. Основная тема сказок Щедрина – высмеивание самодержавия, господствующего класса, произвола властей, несовершенства русского общества. В своих сказках автор отображает […]...
- СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА Салтыков-Щедрин – один из величай- ших сатириков мира. Всю свою жизнь он по- святил борьбе за освобождение русского на- рода, критикуя в своих произведениях са- модержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года – пережитки крепостно- го права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспо- тизм и эгоизм угнетателей, но и […]...
- Какова роль образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по русскому) Сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, как и мастер басен И. А. Крылов, писал свои незабвенные произведения “эзоповым языком”. Образы животных символизируют в политических сказках людей, точнее – их пороки. В “Премудром пескаре” автор иронизирует над глупостью, в “Диком помещике” – над дикарством и невежеством. В сказке “Премудрый пескарь” Салтыков-Щедрин представляет трусливого чиновника в образе пескаря. Герой […]...
- Начало пути М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков родился в Тверской губернии, в дворянской семье. Образование он получил в Царскосельском лицее, том самом, в котором некогда учился Пушкин. Легко понять, как сильны были в лицее воспоминания о великом поэте; там существовала устойчивая поэтическая традиция. Не устоял перед общим увлечением и Салтыков. Он тоже писал стихи, некоторые из них даже были напечатаны. Так […]...
- Вопросы и ответы к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Каковы художественные особенности “Сказок” М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы (“ни в сказке сказать, […]...
- Творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в семье богатых помещиков (по отцу принадлежал к дворянскому роду, а по матери – к купеческому). С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. Первые пробы пера относятся к началу 40-х гг., когда Салтыков учился в Царскосельском лицее. В марте 1841 […]...
- Сказки Салтыкова-Щедрина как политическая сатира Талант величайшего русского сатирика Салтыкова-Щедрина во всем блеске раскрылся в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензуры. В сказках Щедрин раскрывает тему эксплуатации народа, дает уничтожающую критику дворянам, чиновникам – всем тем, кто живет народным трудом. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрин изображает двух чиновников, […]...
- Жить и дрожать? (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”) Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? Кому добрый совет дал? кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит? М. Е. Салтыков-Щедрин Великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) создавал свои сказки в то время, когда царская цензура не […]...