Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”



Жанр сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина в пол­ной мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим силам все труднее было преодолевать цензурные запреты.

Сказка помогала пере­вести М. Е. Салтыкову-Щедрину в разряд иносказательного повествования разговор о наболевших проблемах эпохи.

В произведении “Премудрый пискарь” на первый план выходит сатирическое изображение обывателей, стремящихся уклониться от классового понимания общественной жизни и борьбы за социальную справедливость.

Выражение

“аридовы веки”, упомянутое на первых стра­ницах сказки, имеет значение “долгие годы” (по имени биб­лейского патриарха Арида, прожившего, согласно Библии, 962 года), и сразу же переводит произведение в разряд литератур­ной сказки. Традиционный сказочный зачин “жил-был” и ши­рокое обращение к малым жанрам русского фольклора: пого­воркам и пословицам (“ни в уху, ни к щуке в хайло не попали”, “ума палата”, “ни жива ни мертва”, “на ус намо­тать”) привносят атмосферу народной сказки.

Иносказательно (при помощи образов подводного мира: рыб, раков, водяных

блох) рисует писатель общественную борьбу: “Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого загло­тать не может. Да и не понимает: зачем глотать?”

Так описывает он положение главного героя. В сказке вы­веден и человек, который может поймать пискаря на уду. Пис­карь в произведении имеет умных родителей.

Они дают ему важные наказы, которыми следует руководствоваться в жизни. “Смотри, сынок, – говорил старый пескарь, умирая, – коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!”. Важным показа­телем житейской мудрости этой фразы является тот факт, что сам старый пескарь умирает своей смертью, а не пойман на чью-либо удочку. Пескарь беззащитен, единственной возмож­ностью спастись является шанс предвидеть и избежать опас­ность.

Поражает жестокость общественной жизни, в которой до­минирует животная борьба людей за существование. Каждая большая рыба готова заглотать более мелкую. Помимо стрем­ления к выстраиванию общественной иерархии существует борьба людей на уровне себе подобных по социальному по­ложению.

Здесь тоже доминируют низменные инстинкты: ко­рысть и зависть.

В отцовском наказе старого пискаря важное место занимает образ уды: “Пуще всего берегись уды! – говорил он, – пото­му что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголу­бить хотят; ты в нее вцепишься – ан в мухе-то смерть!” По удой следует понимать расправу с человеком государственной машины, вооруженной законами подавления всяческого свобо­домыслия. Разгром русского освободительного движения ино­сказательно изображен в рассказе старого пискаря в образе большой рыбалки (“Ловили их в ту пору целой артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну воло­ком и волокли.

Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, – даже лещей – лежебоков из тины со дна поднимали!”). Старый пескарь тоже был пойман, и даже смог увидеть котел с кипящей водой. Лишь случай помог отцу нашего героя избежать тогда гибели.

Под­черкивая семейные отношения между пискарями (образ взвол­нованной пискарихи, которая “ни жива, ни мертва” из норы вы­глядывает) лишний раз подчеркивает социальный подтекст повествования. Он показывает, что расправа над свободомыслящими общественными силами сеет в стране атмосферу стра­ха, заставляет остальных людей забиваться в нору. Автор ха­рактеризует пискаря как “просвещенного, умеренно-либерального”. Эти определения обозначают социальную ни­шу, в которую входят люди с его взглядами.

Однако репрессив­ная политика государства и в этой среде формирует уродливую жизненную философию: “Надо так прожить, чтоб никто не за­метил”. Вместо того, чтобы реализовать свои творческие силы, свой интеллектуальный потенциал, человек начинает устраи­ваться: копать нору, прятаться в ил и в осоку. Страх парализует все его высокие порывы, оставляя только основной инстинкт самосохранения, который подавляет в нем иные чувства. Сын пискаря перестает доверять кому-либо и становится одиночкой: символично, что он выкапывает норку, где “именно только од­ному поместиться впору”.

Индивидуалистические настроения пагубно отражаются на общественной атмосфере. Вся социаль­ная деятельность сводится к тому, чтобы “сидеть и дрожать” в норе. Пискарь, по сути, не живет, а лишь существует в постоян­ной заботе о завтрашнем дне.

Страх отравляет ему радость су­ществования. Эти опасности подстерегают героя на каждом ша­гу. М. Е. Салтыков-Щедрин иносказательно воплощает их в образе странного рака, который “стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза”, щуки, ко­торая хлопает зубами. Единственной победой пискаря было то, что он сумел прожить день и все.

Пискарь избегает привязанно­стей: не может завести семью, так как боится ответственности за нее. Он не заводит друзей, так как все силы уходят у него на борьбу за выживание. Ни отдыха, ни любви – ничего не по­зволяет он себе в жизни.

И это парадоксальным образом начи­нает устраивать сильных мира сего. Даже щуки вдруг ставят его в пример. Но пискарь так осторожен, что и на похвалу не бро­сается.

Лишь перед смертью пискарь понимает, что если бы он так жил, то весь бы пискарий род перевелся. Ведь он не смог завести семью, добровольно лишил себя родной стихии и разу­ма, активизировав в нем инстинкт самосохранения, обрек его на бесконечное душевное одиночество. Здесь уже в сказке про­слеживается не только социальный, но и философский аспект жизни: человек не может идти по ней один (без друзей, без се­мьи, без привязанностей). Утрачивая естественные человече­ские чувства любви, доброты, взаимопомощи, герой лишает свою жизнь счастья.

Ему, в отличие от его отца, некому давать наказы, некому передавать по наследству свою мудрость. На примере пискаря М. Е. Салтыков-Щедрин показывает вырожде­ние либеральной интеллигенции как социально-классовой про­слойки. Это подчеркивает ряд риторических вопросов, которые задает себе герой: “Какие были у него радости? кого он уте­шил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? ко­го приютил, обогрел, затащил? кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнит?”

Печальную атмосферу общественной жизни символизи­руют образы тьмы, сырой мглы. Предполагаемый итог осто­рожной жизни пискаря – голодная смерть в собственной но­ре, которая воспринимается как избавление от бесполезной жизни. В мечтах пискарь пытается вылезти гоголем из норы, во сне выигрывает двести тысяч, вырастает на целых пол – аршина и начинает сам щук глотать. Высунулся он из норы и исчез.

М. Е. Салтыков-Щедрин намеренно оставляет финал произведения открытым: остается неизвестным, сам умер пис­карь своей смертью или съели его сильные мира сего. Чита­тель об этом так и не узнает. Да и никому не важна эта смерть, как не важна была и сама жизнь одинокого премудрого писка­ря, всю свою мудрость потратившего на то, чтобы прятаться в норе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”