Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “Коняга”

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Коняга” описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоев­ский в романе “Преступление и наказание”.

В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стои­цизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художе­ственных деталей для создания этого жалкого, уродливого об­раза. При помощи ряда эпитетов

(“замученный”, “побитый”, “узкогрудый”), красноречивых сравнений (“верхняя губа от­висла, как блин”) перед читателем возникает необыкновенно выразительный образ замученной клячи с худыми ребрами, разбитыми ногами.

Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. У него особое отношение к природе: “Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством.

Всякое цветение – отравою”.

Возникает неразрешимое противоречие: жизнь оборачива­ется смертью. Цветущее поле превращается в безжизненное, покрытое

белым саваном. Коняге же остается только одно – изнурительный труд: “Работой исчерпывается весь смысл его существования; для него он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб. Вся обстановка, в которой он живет, на­правлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем гой мускулистой силе, которая источает из себя возможность физического труда”.

Социальное неравенство показано в сказ­ке при помощи притчи о Коняге и Пустоплясе, в которой рас­сказывается о счастливом брате Коняги. Пустопяса определи­ли в теплое стойло и мяконькой соломки постелили. А Коняге в хлеву жить постановили и бросили охапку прелой соломы.

Постепенно подобные пустопясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать ценными советами. Один из них видит в его работе здравый смысл, другой – дух жизни, а третий считает, что труд приносит Коняге душевное равнове­сие. Четвертый же считает, что Коняга на своем месте, привы­чен к труду и вечен.

Разговоры эти, однако, пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе. Конягой же погоняет мужик, который подхлестывает его словами: “Н но, каторжный, шевелись!”. Благодаря параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается с образом народа. Поговорка “Дело мастера боится” еще силь­нее подчеркивает его сходство.

В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги, Салтыков – Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных на­родников и буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное, угнетенное положение рус­ского крестьянства. В пустых спорах, как показывает писа­тель, не только не рождается истина, но исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему социального не­равенства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина “Коняга”