Сочинение по произведению “Мистер Твистер”

Сложную тему различия двух миров, отвратительную сущность расизма раскрыл поэт в сатирической поэме “Мистер Твистер”. Автор дает своему герою скупые, отрывистые, почти анкетные характеристики: “Мистер Твистер, бывший министр, мистер Твистер, делец и банкир, владелец заводов, газет, пароходов, решил на досуге объехать мир”. Образ миллионера не сказочный образ. Его сатирическая окраска начинается со спокойного перечисления всего того, чем владеет мистер Твистер.

И это перечисление не художественный прием, а чудовищная гипербола,

существующая в самой жизни, когда один человек владеет баснословными богатствами. Деньги – вот бог, которому поклоняется заокеанский делец. Поэтому выражение “оценив Петропавловский шпиль” звучит в контексте произведения не как высокая оценка мистером Твисте-ром произведения зодчества, а как “оценка” в прямом и грубом смысле этого слова, обычная для человека, уверенного в том, что все на свете покупается и продается.

Однако в стране, куда приехал американский мистер и его семья, иные законы. И когда дочь советует отцу, купить “какой-нибудь дом”, чтобы устроиться в нем вместо гостиницы,-

Отец

Отвечает, вздыхая: – Ты не в Чикаго, Моя дорогая!

Один глагол “купишь”, звучащий как “кукиш”, помогает понять смысл фиаско, которое потерпел собственник, впервые столкнувшийся с полярным для него миром, где ни деньги, ни цвет кожи не определяют преимущества одного человека перед другим. В Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге хранятся черновики “Мистера Твистера”, более двенадцати вариантов. Но поэт продолжал работу и с напечатанной поэмой. Одно издание отличается от другого, от издания к изданию совершенствуется, изменяется поэтический текст, даже появляются новые персонажи – негритянка Дженни и ее брат Том, которые внесли какую-то дополнительную, лирическую интонацию в произведение.

Для Маршака это очень характерно: его эпос пронизан лирикой, его лирика сюжетна, как эпос. “Я уверен,- писал поэт,- что лучшая сатира… проникнута лирикой”. Это особенно необходимо в детской поэзии.

С. Маршак – настоящий психолог детства – при построении своих юмористических и сатирических образов опирается прежде всего на психологические особенности ребенка. Поэт умеет смеяться дружелюбно и беззаботно, но смех его может быть полон гнева и сарказма. Между юмором и сатирой располагается целая гамма оттенков смеха, и находчивость автора стихов для детей выражается в игре слов, в занимательности ситуаций, в комедийности героя. Маршак виртуозно использует всевозможные формы комизма.

Юмор положения, в которое попадает незадачливый герой стихотворения “Вот какой рассеянный”, настолько остроумен и педагогичен, что способствует развитию художественного вкуса юного читателя и формирует у него чувство комического. Черновые варианты этой юморески говорят о том, с какой придирчивой тщательностью поэт мастерил этот образ.

Вместо чая он налил В чашку чайную чернил. Вместо хлеба съел он мыло. Очень горько это было. …Побежал он по дороге.

Отдавил кому-то ноги!

Смешные ли это эпизоды? Конечно, смешные, но смех смеху – рознь, и подобные несуразности, вызывая смех, приучили б ребенка к грубоватости, к пустому зубоскальству над человеком. И автор их безжалостно вычеркивает, заменяет их беззаботными и веселыми приключениями рассеянного, у которого “трамвай” превращается в “трамвал”, “вокзал” в “вокзай”, а обращение “глубокоуважаемый вагоновожатый” претерпевает такие замысловатые изменения, что вызывает у детей бурю восторга. Недаром А. С. Макаренко писал: “Рассеянный с улицы Бассейной”, на первый взгляд, просто веселое детское стихотворение, но в нем содержится синтетический образ молодого советского читателя, который не просто зубоскалит, а смеется здоровым смехом”.

Эти слова можно отнести ко многим юмористическим стихам Маршака. С острым юмором написано его стихотворение “Про одного ученика и шесть единиц”. Разве не способствуют формированию нового облика самого читателя такие книги, как “Детки в клетке”, “Багаж”, “Пудель”, “Про гиппопотама”, “Барабан и труба”, “Мастер-ломастер”, “Про одного ученика”, “Книжка про книжки”, “Мыльные пузыри”? Юмористический или сатирический образ в поэзии Маршака обычно многослоен.

Философские раздумья о жизни заключены подчас в наивную и на первый взгляд безобидную форму. Так, начало “Мыльных пузырей” не предвещает ничего сатирического.

Соломинку простую Сейчас возьму я в рот, Воды в нее втяну я, Потом слегка подую В соломинку – и вот, Сияя гладкой пленкой, Растягиваясь вширь, Выходит нежный, тонкий Раскрашенный пузырь.

И вдруг из-за этой радужной красивой оболочки выглянула самая суть, да еще какая:

В нем столько блеску было, Была такая спесь, А он – воды и мыла Раздувшаяся смесь.

И уже нет пузыря, а есть образ надутого, спесивого человека, которого автор словно хлыстом хлестнул в последней строке стихотворения – “раздувшаяся смесь”. В этой многослойное поэзии Маршака секрет его популярности у читателей всех возрастов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по произведению “Мистер Твистер”