Сочинение по произведению Гончарова “Обломов”;. Часть 1
Роман И. А. Гончарова “Обломов” был опубликован в 1859 году в “Отечественных записках”. Публикация растянулась на четыре месяца, что не способствовало успеху произведения с вяло развивающимся сюжетом. В истории России это была застойная эпоха, когда с особой остротой в обществе назревал вопрос об отмене крепостного права.
Роман открывается описанием внешности и характера главного героя – Ильи Ильича Обломова: “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами,
И. А. Гончаров намеренно рисует развернутый портрет своего героя: ему важно подчеркнуть характер Обломова, выделить в нем основные черты: мягкотелость,
Пухлость рук, изнеженные плечи, чересчур белый свет шеи – все эти художественные детали призваны подчеркнуть контраст между идеальным образом дворянина, олицетворяющим цвет нации, и реальным представителем этого сословия.
И. А. Гончаров прямо пишет, что его герой “обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого”.
В облике Обломова есть любопытная художественная деталь: он одет в настоящий восточный халат из персидской материи, “без малейшего намека на Европу”. В этом штрихе к портрету автор как бы пунктиром намечает всю последующую сюжетную линию романа: противопоставление Обломова и его друга Штольца, который как раз и олицетворяет в романе деятельный европейский менталитет. Илью Ильичу же ближе азиатская мода во всем. Не случайно он так трепетно любит свой халат: “Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самому малейшему движению тела”.
В этом невинном на первый взгляд, описании восточного наряда сквозит тонкий социальный подтекст: вся Европа уже живет деятельной трудовой жизнью, а Россия все еще привыкла к крепостническому рабству, когда верные слуги (крестьяне) выполняют любую прихоть помещика.
Всю глубину укоренившегося дворянского паразитического менталитета иллюстрирует следующая фраза из романа: “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у “лентяя”, это было его нормальным состоянием”. Герой постоянно лежит в одной и той же комнате, которая служит ему одновременно спальней, кабинетом и приемной. И в этом замечании И. А. Гончаров тонко подчеркивает всю никчемность, бесполезность жизни Обломова, который до такой степени утратил ко всему интерес, что заживо похоронил себя в четырех стенах.
Не случайно писатель подчеркивает, что Илья Ильич почти всегда был дома, но даже в остальные свои три комнаты редко заглядывал, поэтому мебель в них была закрыта чехлами, а шторы спущены. Интерьер же той комнаты, в которой обитал хозяин, лишь на первый взгляд казался прекрасным. На самом деле в нем сквозило лишь желание соблюсти приличия, а тонкий художественный вкус не удовлетворился бы “тяжелыми неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками”.
Очевидно, что интерьер требует обновления. Но хозяин даже не заботится об этом: “Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало”. Автор подчеркивает холодный и рассеянный взгляд, которым Обломов сам смотрит на свое жилище, словно спрашивая: “Кто сюда натащил и наставил все это?” Все это описание дома Ильи Ильича подчеркивает еще одну отрицательную черту его характера – нежелание заниматься хозяйственной деятельностью: все запылилось, полиняло, страницы когда-то раскрытых книг пожелтели.
Поражает та крайняя степень индивидуализма, личностной самодостаточности и одновременно с этим – душевного оскудения, которая воплощается в образе Обломова.