Сочинение по повести С. Васильченко “Талант”

Степан Васильевич Опанасенко (настоящая фамилия писателя) родился 27 декабря 1878 г. С. Васильченко – писатель народнического направления, который отстаивал самобытность искусства, связь из национальной традицией. Для творчества С. Васильченко присущие поэтизация национального характера, усиление эмоционально-оценочного начала и углубленный психологический анализ. О судьбе народных талантов писал еще Тарас Шевченко в своих русских повестях. Сквозь стены темноты и суеверности, классового превосходства в царской России пробивались лишь

одиночные таланты.

Большинство же гибнули во мраке крепостничества, пореформенных кризисов, революционных ситуаций. Как писатель С. Васильченко оставался вся жизнь верный селу, сельской интеллигенции. Оттуда он вышел и знал об этой жизни лучше всего. Поп, дьяк, учитель, возможно, земский начальник – вот и все, на ком держалась духовность и культура сельских жителей.

Но это при условии, что все они заботились о той культуре и образовании. Большей частью же было не так.

В селе, о котором пишет автор, поп “корыстолюбец, занозистый”,

“только путный человек прибудет в село – съест”. Дьяк с ним отчаянно враждует, пьянствует и бесчинствует, так как не видит цели в жизни. Им не до культуры, образованию крестьян.

Поэтому и школа здесь – “руина – черная, как головешка, будто от печали пригоревшая. Посредине – проваленная крыша. А сорняка того кругом, как леса!”.

Не лучшая и квартира для учителя: “Поломанный стол, двое старых стульев, кровать, кое-как, наскоро из трухлых досок смастеренное… свежая на нему солома…”. И учитель-рассказчик, и Андрей Маркович, и Татьяна, и даже дьяк Запорожец (умная, талантливая, но безвольный человек) виднеются об обучении в университете, о том, как будут “когда-то культуру на села переносить”. Андрей ради шутки заявляет: ” Пустите меня только туда, а я ту культуру на плечах, в крапивном мешке домой принесу!” Вот таким большим было желание этих способных молодых людей не только получить высшее образование, а и отдать свои знания и ум народу.

Татьяна, учительница из соседней школы для девочек, имела еще и талант к пению, актерской игре. Она была душой компании, и все юноши влюбились у нее. Судьба будто оказывала содействие девушке: “…В господское имение наехали из Киева гости, между ними – племянник госпожа, студент…

Собирает парни и девушки, чинит хор, строит на господском дворе театр для народных спектаклей, Татьяна там днюет и ночует”. После удачного спектакля, которому девушка отдала всю свою душу, уважительные зрители “толпились круг ее, поздравляли ее, руки жали и все говорили, что у нее – талант… Но обещания оказались напрасными.

Помещица Лидия Витальевна, попечительница многих школ в уезде, госпожа богатая и влиятельная, узнав о романе своего племянника с сельской артисткой, разогнала театр и велела не пускать Татьяну и на порог. Девушка больно переживала и сердечную драму, и крах своих надежд на обучение и актерскую деятельность, даже хотела кончить жизни самоубийством. Но талант Татьяны, о котором она говорила, что не продаст его “ни за деньги, ни за тую славу”, не одаст “в поругание” и “в болото” не втопчет, требовал реализации, выхода. Когда ей разрешили петь в церкви, хористка посмела даты волю своему необыкновенному, красивому голосу и пленила им присутствующих.

Отцу Василию это не понравилось, он напугался, накричал на Татьяну, обидел ее и выгнал, прилюдно осрамив. Татьяна не смогла перенести такого поругания и наложила на себя руки в том же таки самодеятельном господском театре. Похороны вылились в стихийный протест крестьян, но жизнь талантливой девушки уже не возвратишь.

Итак, писатель показал трагедию утерянного таланта, и не одной лишь Татьяны. Пропадут напрасно и способности учителя-рассказчика, и Андрея Марковича, которых через историю с похороны, как “неблагонадежных”, теперь не допустят к обучению в университете, и многих других…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по повести С. Васильченко “Талант”