Сочинение по пьесе Маяковского В. В. “Баня”
Пьеса В. В. Маяковского “Баня” посвящена разоблачению уродливого общественного явления – карьеризма. Главного героя пьесы товарища Победоносикова писатель именует главначпупсом. И это название уже подчеркивает сатирическое отношение автора к своему персонажу.
Одновременно В. В. Маяковский отдает дань эпохе: моде на странные и порой неблагозвучные сокращения. Однако и полное название должности Победоносикова “главный начальник по управлению согласованием” лишь отражает ее бюрократическую ненужность. Говорящая фамилия
Этим подчеркивается, что победы его мелки и ничтожны, они нужны лишь ему самому.
Герой постоянно говорит о своих заслугах. В анкетах пишет, что даже до 1917 года состоял в партии. Об этом с иронией рассуждает Велосипедкин: “В какой – неизвестно, и неизвестно, что у него “бе” или “ме” в скобках стояло, а может, и ни бе ни ме не было”. Под буквами “б” и “м” обозначались разные партийные группы: большевики и меньшевики.
Но
Он называет его “портфелем набитым”, “клипсой канцелярской”.
Для понимания всей ничтожности фигуры Победоносикова важна его речевая характеристика. Его реплики состоят из штампов и высокопарных слов (“работники вселенной”, “величайший и незабвенный художник пера”, “большая художественная звезда”). Произнося высокопарные речи о Льве Толстом, Победоносиков даже не знает, кто такой Микель Анжело.
Он невежественно называет Людвига Фейербаха товарищем Фейербаховым, утверждая, что он якобы читал его произведения.
Такими же пустыми и никчемными фразами сыпет Оптимистенко: “Личность в истории не играет особой роли. Это вам не царское время. Это раньше требовался энтузиазм.
А теперь у нас исторический материализм, и никакого энтузиазму с вас не спрашивается”.
Победоносиков болезненно относится к критике. На самокритику же он в принципе не способен. Непрочность его партийных убеждений подчеркивает любопытная художественная деталь: там и сям он предлагает разбросать советский герб по мебели.
Приспособиться к новым политическим условиям, найти себе теплое местечко пытаются и другие герои произведения. Так, например, репортер Моментальников до и после революции работал в прессе. А во время революции, когда не знал, кто победит (белые или красные) торговал в лавочке.
В. В. Маяковский подчеркивает, что лозунг “Лучше умереть под красным знаменем, чем под забором” для многих стал актуальным в революционную эпоху.
Умеет делать карьеру и “гладкий и полированный” Оптимистенко. “На его зеркальной чистоте только начальство отражается, и то вверх ногами”, – так характеризует его Велосипедкин.
Во втором действии пьесы читатель погружается в рабочую обстановку крупного государственного учреждения и понимает, что конкретные просители, для которых все эти учреждения и создаются, уходят оттуда без всякой помощи.
В пьесе “Баня” содержится также едкая сатира на неуклюжие попытки создать новый театр, где такие абстрактные понятия, как свобода, равенство и братство, пытаются изобразить на сцене. Вульгарные попытки создать подобное действие выглядят следующим образом: “Вы будете – свобода, у вас обращение подходящее. Вы будете – равенство, значит, все равно, кому играть.
А вы – братство, – другие чувства вы все равно не вызовете”.
Реплики режиссера становятся все нелепее и забавнее: “Станьте сюда, товарищ Капитал”, “Капитал, подтанцовывайте налево с видом Второго интернационала”, “Капитал, красиво падайте!”, “Капитал, издыхайте эффектно!”.
Это откровенное посмешище Победоносиков называет подлинным искусством. Подобная оценка характеризует его как человека недалекого, не имеющего художественного вкуса и эстетического воспитания.
Свой эгоизм Победоносиков пытается прикрыть вопросами государственной важности. Даже отправляясь на отдых, он заявляет домработнице: “Каждый врач скажет, что для полного отдыха необходимо вырвать себя, именно себя, а не тебя, из привычной среды, ну и я еду восстановить важный государству организм, укрепить его в разных гористых местностях”.
Неприглядная сущность героя особенно ярко обнажается в его отношении к Поле. Это жена Победоносикова, которую он постоянно принижает, запрещает ей иметь детей, не разрешает покупать новое платье под предлогом борьбы с мещанством.
Изображение бытовых сцен и социальных конфликтов сочетается в пьесе с элементами фантастики, которые нужны опять-таки для того, чтобы дать оценку ключевым образом произведения. В “Бюро по отбору и переброске в коммунистический век” фосфорическая женщина решает, кому найдется место в обществе светлого будущего, а кому – нет.