Сочинение по пьесе Маяковского В. В. “Баня”



Пьеса В. В. Маяковского “Баня” посвящена разоблачению уродливого общественного явления – карьеризма. Главного героя пьесы товарища Победоносикова писатель именует главначпупсом. И это название уже подчеркивает сатириче­ское отношение автора к своему персонажу.

Одновременно В. В. Маяковский отдает дань эпохе: моде на странные и по­рой неблагозвучные сокращения. Однако и полное название должности Победоносикова “главный начальник по управле­нию согласованием” лишь отражает ее бюрократическую не­нужность. Говорящая фамилия “Победоносиков” с корнем “победа” подчеркивает, что ее обладатель не любит пораже­ний, но он все-таки не “Победоносцев”, а “Победоносиков”.

Этим подчеркивается, что победы его мелки и ничтожны, они нужны лишь ему самому.

Герой постоянно говорит о своих заслугах. В анкетах пи­шет, что даже до 1917 года состоял в партии. Об этом с иро­нией рассуждает Велосипедкин: “В какой – неизвестно, и не­известно, что у него “бе” или “ме” в скобках стояло, а может, и ни бе ни ме не было”. Под буквами “б”

и “м” обозначались разные партийные группы: большевики и меньшевики.

Но для Победоносикова важна не суть политической платформы, не убеждения, а слава. Он хочет сформировать общественное мнение о себе как о человеке значительном. Еще более резко высказывается об этом герое Ночкин.

Он называет его “порт­фелем набитым”, “клипсой канцелярской”.

Для понимания всей ничтожности фигуры Победоносикова важна его речевая характеристика. Его реплики состоят из штам­пов и высокопарных слов (“работники вселенной”, “величайший и незабвенный художник пера”, “большая художественная звез­да”). Произнося высокопарные речи о Льве Толстом, Победоно­сиков даже не знает, кто такой Микель Анжело.

Он невежест­венно называет Людвига Фейербаха товарищем Фейербаховым, утверждая, что он якобы читал его произведения.

Такими же пустыми и никчемными фразами сыпет Оптимистенко: “Личность в истории не играет особой роли. Это вам не царское время. Это раньше требовался энтузиазм.

А теперь у нас исторический материализм, и никакого энтузиаз­му с вас не спрашивается”.

Победоносиков болезненно относится к критике. На само­критику же он в принципе не способен. Непрочность его пар­тийных убеждений подчеркивает любопытная художественная деталь: там и сям он предлагает разбросать советский герб по мебели.

Приспособиться к новым политическим условиям, найти себе теплое местечко пытаются и другие герои произведения. Так, например, репортер Моментальников до и после револю­ции работал в прессе. А во время революции, когда не знал, кто победит (белые или красные) торговал в лавочке.

В. В. Маяковский подчеркивает, что лозунг “Лучше умереть под красным знаменем, чем под забором” для многих стал акту­альным в революционную эпоху.

Умеет делать карьеру и “гладкий и полированный” Оптимистенко. “На его зеркальной чистоте только начальство от­ражается, и то вверх ногами”, – так характеризует его Велосипедкин.

Во втором действии пьесы читатель погружается в рабо­чую обстановку крупного государственного учреждения и по­нимает, что конкретные просители, для которых все эти учре­ждения и создаются, уходят оттуда без всякой помощи.

В пьесе “Баня” содержится также едкая сатира на неук­люжие попытки создать новый театр, где такие абстрактные понятия, как свобода, равенство и братство, пытаются изобра­зить на сцене. Вульгарные попытки создать подобное дейст­вие выглядят следующим образом: “Вы будете – свобода, у вас обращение подходящее. Вы будете – равенство, значит, все равно, кому играть.

А вы – братство, – другие чувства вы все равно не вызовете”.

Реплики режиссера становятся все нелепее и забавнее: “Станьте сюда, товарищ Капитал”, “Капитал, подтанцовывай­те налево с видом Второго интернационала”, “Капитал, краси­во падайте!”, “Капитал, издыхайте эффектно!”.

Это откровенное посмешище Победоносиков называет подлинным искусством. Подобная оценка характеризует его как человека недалекого, не имеющего художественного вкуса и эстетического воспитания.

Свой эгоизм Победоносиков пытается прикрыть вопроса­ми государственной важности. Даже отправляясь на отдых, он заявляет домработнице: “Каждый врач скажет, что для полно­го отдыха необходимо вырвать себя, именно себя, а не тебя, из привычной среды, ну и я еду восстановить важный государст­ву организм, укрепить его в разных гористых местностях”.

Неприглядная сущность героя особенно ярко обнажается в его отношении к Поле. Это жена Победоносикова, которую он постоянно принижает, запрещает ей иметь детей, не разрешает покупать новое платье под предлогом борьбы с мещанством.

Изображение бытовых сцен и социальных конфликтов со­четается в пьесе с элементами фантастики, которые нужны опять-таки для того, чтобы дать оценку ключевым образом произведения. В “Бюро по отбору и переброске в коммуни­стический век” фосфорическая женщина решает, кому най­дется место в обществе светлого будущего, а кому – нет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение по пьесе Маяковского В. В. “Баня”