Сочинение по литературе “Гамлет – идеальный герой своего времени”
Человеком он был весь, во всем. На него похожих уже я не увижу, – эти слова Гамлета о своем отце короле можно было бы взять в качестве эпиграфа и к разговору о Гамлете, принце Датском. Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Хотя трагедия охватывает несколько месяцев, но это был период настоящего преобразования героя из мальчика, который никогда не сталкивался с будничной чернотой жизни, на мыслителя, философа, готового к действиям юноши.
Несколько штрихов Шекспир подает для рисования того, каким Гамлет был до того, как возникли в его жизни
Как настоящий человек своего времени, Гамлет владеет и мечом.
Гамлет – настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки своего времени и мог бы быть мудрым правителем. Как сын своего отца, Гамлет должен отомстить
Беда Гамлета в том, что он не хочет быть продолжателем зла – ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то самое зло. Ему тяжело ступить на такой путь. Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает “действие зла”.
Гамлет старается вывести зло, как это говорят, “на чистую воду”. Для этого и устраивает он спектакль:
“Пьеса – это петля, Она совесть поймает короля”.
Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но один на один, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла.
Гамлет умеет быть решительным – убивает же он Полония, думая, что это король; отправляет хладнокровно на смерть Гильденстерна и Розенкранца. Почему же Гамлет так долго не отваживается отомстить Клавдию, подвергнуть его наказанию? Не только об отплате за личную несправедливость или только мести за убитого отца думает Гамлет – душу его растравляют раздумья о необходимости битвы с мировым злом:
Свихнулось время… О доля злая моя!
Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, хочет установить “связь времен”, восстановить равновесие добра и злая. Но он бессилен перед миром неправды. Гамлет верит в силу правды, он завещает Горацио сказать о нем “повесть” людям.
Значит, он сознает, что побороть зло дано еще ему, он может только проложить путь к “логову” зла. Пусть буду я жестоким – и не зверем, Пусть ранит острое слово – не кинжал,- так думает иногда Гамлет. Он – человек своей эпохи, которая несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек – венец всего живого, украшение природы; с другой – убеждается, что человек недалеко ушел от животных, он обычный “прах”, “глина”.
Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует и в тот же время убеждается в противоположном: слова Привидения являются правдой. Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готов к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение служит причиной гибели тех людей, которые не должны были бы быть наказаны. Вероятно, Гамлет “сам себя перехитрил”: слишком много говорит, раздумывает, делает все, кроме главного.
Человек – это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасны для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие, звериные. В борьбе с макиавелистами Гамлет погиб.
Он похож на Дон Кихота, который тоже вышел на борьбу с целым миром.
Такие герои гибнут… Гибнут физически. Но духовно живут вечно. Беспокоят мысли людей, побуждают их к поискам смысла жизни.
Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенным – “homo sapiens” находится в постоянном поиске истины, решая вопрос из вопросов: “Быть или не быть?”.