Сочинение по картине В. Е. Попкова “Осенние дожди. Пушкин”

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) родил­ся в Москве в семье рабочего. Учился в Художе­ственно-графическом педагогическом училище, затем в Московском государственном академическом худо­жественном институте им. В. И. Сурикова – учебном заведении, которое явилось продолжателем традиций Училища живописи, ваяния и зодчества; где учились многие знаменитые русские живописцы.

Исследователи отмечают яркий, самобытный стиль Попкова, которого нередко называют одним из осно­воположников “сурового стиля” в советском изобра­зительном искусстве.

Что такое “суровый стиль”? Это лаконичность цветовых решений, упрощение пространства, плоскостная ориентация изображения.

Однако Попков внес в этот стиль особую вырази­тельность и эмоциональность, отражавшие глубин­ные движения его души. Самые обычные, на первые взгляд, образы на картинах Попкова заключают в себе глубокий смысл.

Творческий и жизненный путь талантливого ху­дожника, увы, оборвался внезапно и трагически – 12 ноября 1974 г. он был застрелен инкассатором, когда обратился к водителю инкассаторской машины с просьбой подвезти. В этот день в мастерской ху­дожника на мольберте стояла

неоконченная работа – картина “Осенние дожди. Пушкин”.

Близкие и друзья художника на похоронах Попкова поставили картину рядом с гробом.

Замысел картины родился в Михайловском, где художник побывал осенью 1973 г. Очарование этого места поразило воображение Попкова, оно оказалось созвучно его настроению, как и творчество Пушкина близко его отношению к миру. Художник начал карти­ну здесь же, в Михайловском, где на все словно бы оставил незримый отпечаток дух Пушкина. Позировал Попкову коллега по искусству, художник Ю. С. Пав­лов, который надевал специально заказанный для этой цели фрак – одежду, изготовленную по моде пуш­кинской эпохи. Иногда и сам Попков надевал этот фрак, стремясь глубже ощутить атмосферу, в которой жил Пушкин.

И действительно, художнику удалось ощутить духовное родство с поэтом, который жил бо­лее века назад. Попков, как и Пушкин, любил осень, любил родную русскую природу. Как и великому по­эту, посвятившему этому времени года немало стихов, художнику особенно нравилось творить осенью.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

(А. С. Пушкин “Осень”, 1833)

И судьбы их оказались отчасти схожи – как и Пушкин, Попков погиб неожиданно и нелепо, в рас­цвете жизненных и творческих сил.

На картине Попкова осень – не менее значимый персонаж, чем Пушкин. Художнику удалось живо передать осеннее настроение, вдохновенное и груст­ное одновременно. Осень занимает основную часть полотна.

Крыльцо, на котором стоит Пушкин, изображено со стороны дома. Две колонны, к одной из которых прислонился поэт, словно обозначают выход к пейзажу. От крыльца идет ступенчатый спуск к небольшой площадке, на которой стоит белая садовая скамейка. По обеим сторонам спуска – деревья в золотой осенней листве.

Несколько желтых листьев, занесенных ветром, лежит на крыльце. Картина как раз воспроизводит момент, когда дует ветер – об этом свидетельствуют всколыхнувшиеся полы пушкинского фрака.

Дождливую погоду передают сине-сизые тона, в ко­торых выполнены дальняя перспектива и небо. Есть на картине и вода: изогнутая полоса речки за пожел­тевшим парком, вдали – озера. Даже перед крыльцом есть лужица.

На дальнем плане картины, справа, намечено кро­хотное изображение белой лошади.

Пушкин стоит на крыльце спиной к зрителю, сло­жив руки на груди и прислонившись правым плечом к колонне. Голова чуть повернута влево, так что виден характерный профиль поэта, обрамленный курчавыми волосами. Темный силуэт Пушкина четко выделяется на желто-сизом осеннем фоне.

Композиционно фигура поэта находится не в центре картины, а в ее правой части. Однако едва ли будет ошибкой сказать, что фигура Пушкина – своего рода смысловая ось карти­ны. Пушкин и осень – две важные взаимосвязанные темы в картине.

Пушкин на фоне осени, осеннее вдох­новение, стихи об осени – обо всем этом сумел без слов рассказать художник.

Картина выдержана в желтых, синевато-зеленых и серых тонах, не считая темного силуэта Пушки­на. Смутная печаль, острое ощущение одиночества и вдохновение – эти чувства, переданные художни­ком, роднят его произведение со стихами великого поэта.

Едва ли стоит безо всяких оговорок считать карти­ну “Осенние дожди” историческим полотном – скорее попыткой художника заглянуть во внутренний мир поэта, показать взаимосвязь природы и творческого вдохновения.

Стоит отметить изящество изображения. Изящно очерченный силуэт Пушкина, тонкие нервные пальцы поэта, колонны крыльца, выразительно прорисован­ные желтые листья, коричневато-голубоватая даль… Художнику вполне удалось воспроизвести поэтич­ность осенней природы, показать, за что так любил это время года Пушкин.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет…

(А. С. Пушкин “Осень”, 1833)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по картине В. Е. Попкова “Осенние дожди. Пушкин”