Сочинение по картине В. Е. Маковского “В жаркий день”

Знойный летний денек. Всех людей мучает жара. Где спрятаться? Куда пойти?

Конечно, большинство предпочитает идти к водоемам: купаться, загорать, ловить рыбу. Один из таких моментов запечатлел на своем полотне “В жаркий день” непревзойден­ный мастер бытовой живописи конца XIX – начала XX века, продолжатель традиций В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова, В. Г. Перова и П. А. Федото­ва – В. Е. Маковский. Живописец прославился тем, что обладал талантом проникновения во внутренний мир каждого изображаемого им человека, умел под­мечать самые тонкие

движения души, чувствовал оттенки отношений между людьми, улавливал их индивидуальные реакции на происходящее в жизни.

Способность В. Е. Маковского выражать все это с помощью художественных средств считается кри­тиками одной из самых сильных сторон в искусстве живописца.

На залитой солнцем картине “В жаркий день”, написанной художником в 1881 году, перед нами предстает семья из пяти человек, которая в зной­ный летний день отправилась на природу к озеру ловить рыбу и отдыхать. Ближе всего к зрителю стоит мальчик лет десяти-одиннадцати. Он одет в светлый гимназический костюм бежевого цвета –

длинные штаны и рубашку с темными пуговицами, которая подпоясана темным широким ремнем. На ногах у мальчика коричневые сапоги.

Голова покрыта кепкой в цвет костюму. Наверное, ее заботливо одела на мальчика мама, оберегая своего сына от солнеч­ного удара в этот жаркий день. Мальчик увлеченно ловит рыбу.

В его позе чувствуется напряжение. Ру­ки крепко держат деревянную самодельную удочку. Лицо серьезное и сосредоточенное.

Взгляд прикован к красному поплавку, мирно покачивающемуся на воде. Все внимание подростка устремлено в водоем: “Вдруг сейчас клюнет рыбка?”

Чуть дальше от мальчика на деревянной скамейке расположилась его семья. Старший брат одет в такой же светло-бежевый костюм – длинные штаны и ру­башку со светлыми пуговицами. Костюм подпоясан черным ремнем. Молодой человек обут в длинные черные сапоги.

Его каштановые короткие волосы не покрыты кепкой. Солнце светит прямо в глаза и припекает голову. Он прищурил глаза от яркого солнца, сморщил лоб и нос. Мальчик изнывает под палящими лучами солнца.

Только местами на него падает тень от расположенных над ним веток дере­вьев. В руках подросток держит деревянную удочку. Заметно, что он меньше брата увлечен рыбалкой.

Сидя на лавочке, скрестил ноги, правой рукой лениво держит удочку, левая свободно расположена вдоль тела. Видно, что мальчик не увлечен ловлей, вероятно рыба совсем не клюет, и процесс уже на­скучил молодому человеку. Он лениво расположился на лавочке, его тело расслаблено.

Чувствуется, что молодой человек изнывает от жары и очень устал. Слева от мальчика на траве стоит большое черное ведро с пойманной рыбой. На скамейке виднеется маленькая белая коробочка, вероятно, с наживкой – червяками.

На спинке лавочки висит ярко-красное покрывало.

Рядом с мальчиком на скамейке расположились его младшая сестренка и мама. Девочка с каштановы­ми волосами лет шести-семи одета в гимназическую форму: платье коричневого цвета с длинными ру­кавами, белыми нашитыми манжетами и таким же воротничком и белый красивый фартук. На девоч­ке красные колготки и черные сапожки. Ее взгляд устремлен в раскрытую книгу с черной обложкой, которую она держит в своих руках.

Девочка не очень увлечена чтением, у нее уставшее лицо. Она присло­нилась к маме, сидящей слева. На женщине белое красивое платье с длинными рукавами. Оно отделано пышными оборками и подпоясано темным поясом.

Светлые волосы женщины убраны назад, челка спа­дает на лоб. На ногах – черные ботинки. В руке мать держит белый зонтик, который спасает от лучей яркого солнца ее и маленькую дочку.

От зонтика на них падает тень. Женщина с большим вниманием и интересом следит за тем, как дочка выполняет домашнее задание или просто читает книгу. Ее фи­гура наклонена в сторону девочки, глаза опущены вниз.

Выражение лица серьезное, сосредоточенное на происходящем. Она совсем не обращает внимания на рыбаков.

Сзади расположившихся на лавочке людей стоит молодая девушка – старшая сестра детей. Она за­ботливо и ласково положила свою правую руку на плечо брата, как бы подбадривая его и успокаивая. Девушка одета в синий жакет с белой отделкой по рукавам и вдоль пуговиц и длинную юбку.

Из-под воротника жакета виднеется красивая белая кофточ­ка. Вьющиеся каштановые волосы уложены назад. Взгляд девушки устремлен вниз. Рыбалка ей не ин­тересна.

Она внимательно смотрит на свою младшую сестренку и мать, расположившихся на скамейке, и с интересом следит за происходящим. От веток дерева на нее падает тень.

Все пространство вокруг залито яркими лучами солнца. Светлая ярко-зеленая трава покрывает весь берег водоема. Местами в этот ковер вливаются изумрудные краски темно-зеленых растений и белых мелких цветков.

На картине слева расположено старое дерево с большим коричневым стволом. Правая его часть освещена яркими лучами солнца, левую покрывает тень. Могучие ветки с листвой темно-зеленого цвета свисают над лавочкой и создают тень.

Основание дерева покрывает молодая поросль и густая трава.

В левой части картины расположено озеро, на котором рыбачат мальчики. В нем виднеются листья кувшинок, растет осока и другая прибрежная рас­тительность. Водная гладь неподвижна.

В ней, как в зеркале, отражается берег, ветки деревьев и яркий красный поплавок мальчика.

На заднем плане картины виднеются густо расту­щие большие деревья, создающие впечатление непро­ходимой чащи. Сквозь зелень виднеются маленькие уголки светло-голубого небосвода.

Все окружение говорит о том, что семья уедини­лась в тихом уголке природы, где спокойно, хорошо и никто их не потревожит. В этот знойный день да­же не чувствуется дуновение ветра. Не поют птицы.

Скрылись комары и мухи. Все вокруг изнывает от жары.

В картине “В жаркий день”, как и во многих других живописных произведениях, В. Е. Маковский создал необыкновенно правдоподобные естественные образы людей, с точностью подмечая их настроение и чувства. Все детали на полотне выписаны с осо­бой тщательностью, что является характерной чертой всех полотен живописца. В картине чувствуется жиз­ненная наблюдательность, опыт.

Критики отмечают особую художественную ценность данной жанровой композиции, выполненной в пейзаже при ярком сол­нечном свете. В картине чувствуется пространство, воздух.

Непревзойденный “мастер картины-новеллы”, как часто называли В. Е. Маковского, за свою творческую жизнь создал более четырехсот картин, а также множество рисунков и иллюстраций к произведениям русских писателей и поэтов.

Многочисленные акварели, офорты и гравюры яв­ляются творческим наследием живописца. Для всех характерно высокое художественное мастерство, кон­кретность обстановки, четко и тщательно выписанные детали. В работах В. Е. Маковского отражена жизнь русского народа на протяжении почти шестидесяти лет.

Противоречивая и неоднозначная обстановка в России в этот период предстает перед нами во всем своем многообразии благодаря полотнам “ма­стера короткого жанрового рассказа” в живописи – В. Е. Маковскому.

Глоссарий:

– сочинение по картине в жаркий день 5 класс

– сочинение миниатюра в жаркий день

– сочинение миниатюра по картине маковского в жаркий день 5 класс

– сочинение миниатюра по картине в жаркий день

– сочинение по картине маковского в жаркий день 5 класс


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по картине В. Е. Маковского “В жаркий день”