Сочинение по картине В. А. Тропинина “Кружевница”

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родил­ся в семье крепостных, которые принадлежали графу А. С. Миниху, в принадлежащем графу селе Карпово в Новгородской губернии. Отец будущего художника был управляющим графского имения и за добросо­вестную службу получил вольную, однако дети его остались крепостными и перешли в собственность графа И. И. Моркова в числе прочего имущества, которое Миних определил в приданое своей дочери, вышедшей замуж за Моркова.

Первоначально Василия Андреевича отдали в уче­ники к кондитеру. Однако способности юноши

к ри­сованию были так заметны, что барин разрешил ему посещать занятия в петербургской Академии худо­жеств. Талант молодого человека быстро раскрылся.

Но еще долгие годы он оставался крепостным. Жил на Украине в одном из имений Моркова, писал порт­реты барина и членов его семьи, расписывал местную церковь… Лишь в возрасте 47 лет получил наконец вольную благодаря усиленным хлопотам ценителей искусства, таких, как генерал А. А. Тучков, герой войны 1812 г., и др.

Став свободным человеком, Тропинин представил Совету петербургской Академии художеств три ра­боты, в числе которых была и “Кружевница”. Эти

полотна принесли ему официальное звание художни­ка, а вскоре его приняли в число академиков.

Примечательно, что Тропинин, вопреки устояв­шимся на тот момент представлениям об “идеальной” модели, часто изображал на своих картинах людей из народа, простых тружеников, бедняков. Так, вместе с “Кружевницей” он выставил на суд Академии кар­тина “Нищий старик”. И не раз он обращался к теме труда, в том числе и кропотливого женского рукоде­лья, как в “Кружевнице”. “Пряха”, “Золотошвейка”, “За прошивками”…

Чем же так привлекали художника картины повсе­дневного труда?..

Очевидно, что Тропинин, который сам долгое вре­мя был крепостным, ощущал себя своим среди про­стых людей, в жизни которых основной составляющей являлся труд. Поэтому ему хотелось рисовать таких людей – он-то видел в них и их деятельности осо­бую красоту, зачастую незаметную для избалованных господ.

Что же касается женского рукоделья, то здесь, возможно, сыграли роль детские воспоминания – художник вырос в большом имении, а в тем времена в барских усадьбах девушки-служанки, да зачастую и сами барыни старательно трудились над разнооб­разными изящными вещицами. Не исключено, что с женским рукодельем художник связывал – в боль­шей степени, наверное, подсознательно – ощущение домашнего уюта и тепла. И это предположение лишь крепнет, стоит повнимательнее взглянуть на картину “Кружевница”.

На картине изображение молодая девушка, заня­тая плетением кружев. Сейчас далеко не все знают, как это делается, и что за таинственное приспособ­ление держит в руках мастерица. Коклюшки – так называются небольшие палочки с заостренной голов­кой, на которые наматываются нитки. В зависимости от узора коклюшек может использоваться очень много.

Их перебирают в определенной очередности, перепле­тая нитки, затем все повторяется – так появляется узор. На картине пучок коклюшек лежит на углу подставки для плетения.

Работа с коклюшками требует немалой сноровки – не спутались бы нитки, не перепутать, какая коклюш­ка где должна быть. Во времена Тропинина этому ремеслу начинали учить рано. Маленькая девочка, становясь девушкой, нередко уже была высококласс­ной мастерицей.

По-видимому, именно такая мастерица и послужи­ла моделью Тропинину – в нижней части картины виден фрагмент изящного кружева, которым отделы­вались модные платья дворянок. Сама же мастерица одета очень просто, на ее голубовато-сером платьице с короткими рукавами нет кружев и вышивок, лишь белый платочек наброшен на плечи. Но несмотря на скромность наряда, трудно не заметить обаяние де­вушки, ее красоту и свежесть. Прическа проста, как и наряд – волосы гладко зачесаны, сзади стянуты в узел.

Никаких прядок, локонов – они только ме­шают работе. Зато как выразительно лицо: большие темные глаза под черными бровями, плавные линии носа, губ, изящные очертания лица. Взгляд, брошен­ный в сторону – может, на художника, может быть, кто-то вошел в комнату. Тщательно прорисованы ру­ки, которые продолжают работу.

Ногти аккуратно подстрижены, чтобы случайно не задеть нити, не испортить кружево.

Картина написана в золотисто-серо-коричневых то­нах. В ней нет пестроты, излишней яркости. Немалую роль играет освещение – свет падает на кружевницу, и она со своей работой четко выделяется на корич­неватом фоне.

Интересное решение: нижний левый угол картины (стол и задняя часть подставки для плетения) и верхний правый угол (над головой и ле­вым плечом кружевницы) выполнены в коричневом цвете. Светлую диагональ образуют белое полотно на подставке, лицо, руки и одежда девушки.

Уже современники Тропинина по достоинству оце­нили картину. Известный коллекционер П. П. Свиньин так выразил общее мнение о тропининской “Кружевнице”: “… и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединя­ющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный”.

В настоящее время картина В. А. Тропинина “Кру­жевница” хранится в знаменитой Третьяковской гале­рее в Москве.

Глоссарий:

– сочинение по картине тропинина кружевница 4 класс

– сочинение по картине кружевница 4 класс

– сочинение по картине в а тропинина кружевница 4 класс

– тропинин кружевница сочинение 4 класс

– сочинение кружевница


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по картине В. А. Тропинина “Кружевница”