Сочинение по картине П. Кончаловского “Сирень в корзине”

В жизни счастье одно Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет; На зеленых ветвях,

На душистых кистях Мое бедное счастье цветет…

К. К. Романов

Петр Петрович Кончаловский родился в 1876 г. в городе Славянск на Украине в семье помещика. Учился живописи в Петербургской академии ху­дожеств и в Академии Жюлиана в Париже. В твор­честве П. П. Кончаловского ощущается значитель­ное влияние тестя художника, знаменитого живописца В. И. Сурикова, а также французского импрессиониста П. Сезанна.

П. П. Кончаловский был одним из основателей

общества “Бубновый валет”, члены которого рас­сматривали творчество П. Сезанна как образец.

Художники, вошедшие в это объединение, отлича­лись особым интересом к изображению цветовой фактуры предметов, фольклорным мотивам в жи­вописи.

Среди работ П. Кончаловского можно найти произведения различных жанров изобразительно­го искусства: это натюрморты, пейзажи и портре­ты. Искусствоведы пришли к выводу, что многие работы художника очень близки к таким направ­лениям в изобразительном искусстве, как кубизм и фовизм. Для кубизма было свойственно экспери­ментирование с изображением формы предмета,

а для фовизма – эмоциональность, резкость цве­та.

Наиболее известными работами Кончаловско­го, выполненными в традициях упомянутых на­правлений, принято считать “Сиенский портрет”, “Сухие краски”, “Портрет Г. Б. Якулова”.

В 1920-х гг. стихийная резкость живописной манеры Кончаловского уступает место более мягко­му и романтическому подходу. В качестве примеров можно привести картины, посвященные историче­ским темам: “Новгород”, “Антоний Римлянин”. Нужно отметить, что творчество Кончаловского достаточно многолико и неоднозначно: среди его работ и “Портрет В. Э. Мейерхольда”, выполнен­ный в драматической манере (режиссер запеча­тлен как раз в период начавшихся на него гоне­ний), и “Портрет А. Н. Толстого”, как нельзя более вписывающийся в официальные каноны.

1943 г. отмечен для П. П. Кончаловского присуж­дением Сталинской премии. Скончался художник в начале 1956 г. в Москве.

А теперь следует обратиться непосредственно к творчеству художника. “Сирень в корзине” напи­сана в 1933 г. В СССР прошла коллективизация; начались сталинские репрессии. Каждый день “че­рный ворон” в одночасье может разрушить чью-то “маленькую жизнь”. В этом же году в Германии пришли к власти нацисты во главе с А. Гитлером.

Пройдет еще несколько лет, и мир будет втянут в кровавую бойню, по масштабам не сравнимую не с одной из прежних войн. А мы смотрим на карти­ну Кончаловского и видим букет сирени – такие же охапки цветов каждую весну видели в беспоща­дной и мудрой древности, в мрачную и фанатичную эпоху Средневековья… И мы тоже каждый год ви­дим, как вновь и вновь на ветвях распускаются ду­шистые кисти цветов.

Их будут видеть наши внуки и правнуки, и многие поколения людей, пока стоит этот мир. События прошлого – материал для исто­рика; а художник и поэт тем и отличается от учено­го, что может увидеть и запечатлеть мимолетно-ве­чное: то, что быстро уходит и вновь возвращается.

“Сирень в корзине” – это вечный мотив тор­жества жизни, ее красоты и мудрости, о которых мы, люди, нередко забываем в суматохе повседнев­ности. Так ли часто обыкновенный человек остана­вливается, чтобы посмотреть, как распускаются листья на деревьях, отмечает, какого цвета сего­дня небо, есть ли на нем звезды?.. Вероятно, в том и призвание художника – поймать и запечатлеть преходящие мгновения, чтобы дать возможность другим людям всмотреться в них?..

Кончаловский на своем полотне не изобразил никаких лишних деталей. Букет хорошо вписы­вается в пространство картины, заполняет его. Полотно ориентировано в горизонтальном направ­лении: легко заметить, что для выбранной компо­зиции это является оптимальным вариантом.

Она вписывается в воображаемый эллипс, вытянутый в горизонтальном направлении. Вертикальное на­правление на картине задает изображение корзи­ны, помещенной в центре живописного полотна; однако мы видим лишь нижнюю часть корзины, в то время как ее верхняя часть тонет в густой пене цветов. Художник четко разграничил поверх­ность, на которой установлена корзина, и общий фон полотна.

Это достигнуто благодаря цветовому контрасту: поверхность стола темно-коричневая, в то время как общий фон – светлый, неоднород­ный, размытый, желтовато-блеклый.

Корзина, на которую падает густая тень от буке­та, выделяется на фоне темной поверхности стола благодаря коричневато-золотистым отблескам, живо передающим естественную окраску ивовой лозы.

Букет составлен из веточек сирени разных сор­тов. Присмотревшись, можно прийти к выводу, что веточки сирени не просто засунули в корзину как попало, а продуманно и тщательно составляли композицию. Справа и слева, а также в центре мы видим по две лиловых “кисти”. Между лиловыми цветами помещены ветки сирени с цветами голу­боватой окраски.

На переднем плане среди белой сирени вставлены две веточки с цветами чистого сиреневого оттенка. Зелень листьев, кое-где золо­тистых от падающего на них света, оживляет ком­позицию, придает ей естественность и безыску­сность. Свет на картине падает справа.

Особенностью картины является нечеткость, размытость изображения. Художник не стремился тщательно прорисовывать отдельные цветки в “кистях” сирени – он старался верно передать общее впечатление от созерцания пышного букета, огромной шапкой громоздящегося над корзиной. Подобное осмысление реальности было характер­но для живописной школы импрессионистов, чье влияние отчетливо просматривается в творчестве П. П. Кончаловского.

Необходимо отметить и некоторые особенности цветовых решений, использованных художником. Сразу бросается в глаза резкий контраст нижней и верхней частей картины. В темных тонах изобра­жены корзина и поверхность, на которой она сто­ит.

Общий фон и букет – светлые, причем темная нижняя часть изображения занимает на картине гораздо меньше места.

Глоссарий:

– сочинение по картине сирень в корзине

– сочинение сирень в корзине

– сирень в корзине сочинение

– сочинение по картине сирень в корзине п п кончаловский

– кончаловский сирень в корзине


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по картине П. Кончаловского “Сирень в корзине”