Сочинение: Особенности философско-пейзажной лирики Заболоцкого
Особенности философско-пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого
Философско-пейзажная лирика Заболоцкого – это прежде всего лирика природы. Причем природа предстает в этих стихах в разных обличьях и с разных сторон, но в каждом случае она изображена как мир разнообразный и многоликий. Об этом ярко свидетельствуют многие стихотворения, в которых Заболоцкий широко использует разнообразные предметные детали, метафоры, олицетворения, выразительные образы-символы. Так, например, в “Начале зимы” автор рисует образ умирающей речки, которая
Не менее яркие примеры метафор и олицетворений находим в стихотворении “Засуха”: с одной стороны, “костлявый мир цветов”, “как уголь черные растения”, “бедная река” в “смертельном обмороке”, с другой – “дождь”, “вихрь”, “радуга”, символизирующие “природы очистительную силу”. Ряд поэтических сравнений возникает в “Ночном саде”, где сад уподобляется “таинственному органу”, “лесу длинных труб”, “приюту виолончелей”. Своеобразно одушевляется лесное озеро в одноименном стихотворении:
Сказочное содружество животворящих природных сил, фантастических и реальных, “вешних дней лаборатория” предстает в стихотворении “Весна в лесу”.
Одной из особенностей философско-пейзажной лирики Заболоцкого является то, что человеческие мысли и переживания движутся в ней вместе с движением образов природы, сплетаются с ними, прорастают в них. Отсюда своеобразная реалистическая символика. Так, в стихотворении “Засуха” налицо явная параллель между засухой как природным явлением и “засухой” в душе человека:
Но жизнь моя печальней во сто крат,
Когда болеет разум одинокий И вымыслы, как чудища, сидят,
Поднявши морды над гнилой осокой.
И в обмороке смутная душа…
Такая же перекличка имеет место в стихотворении “Все, что было в душе”:
И подобье цветка в старой книге моей шевельнулось Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.
Иногда в картины природы вкраплены философские и психологические комментарии и рассуждения, например: “Природа в речке нам изобразила скользящий мир сознанья своего”.
Особую роль приобретают у Заболоцкого пейзажи, которые имеют символический характер, насыщены метафорами и богатством предметных деталей. Например, в “Осени” образ кленового листа, ставшего медным, твердым, звонким, приобретает символический смысл, становится значимой смысловой деталью: “И мы должны понять, что это есть значок, /Который посылает нам природа,/ Вступившая в другое время года”. Подобные предметные символы являются характерной чертой всей поэтики Заболоцкого.
Стихотворение “Весна в лесу” – это стихотворение, в котором соединяются изобразительная точность и сказочные элементы. Весенний пейзаж напоминает автору работу лаборатории, где каждое “маленькое растеньице” похоже на “колбочку живую”.
Появляется грач, сказочный химик, ученый врач, семейный человек. Затем – глухарь, “нелюдимый, как дикарь”, похожий на “идолище”. Рисуются таинственные леса с мифологическими образами: “…солнца празднуя восход,/С причитаньями старинными/ Водят зайцы хоровод”. В качестве обобщения, итога в последних строфах стихотворения возникает солнечный лик, подчеркивающий чудеса реальной весны:
И над песнями, над плясками В эту пору каждый миг,
Населяя землю сказками,
Пламенеет солнца лик.
И, наверно, наклоняется В наши древние леса И невольно улыбается На лесные чудеса.
В философско-пейзажной лирике Заболоцкого можно проследить сходство с поэзией Тютчева. Но если Тютчев видел в природе сочетание гармонии и хаоса, души и свободы, то Заболоцкий увидел в ней движение противоречий бытия – “совершенного творения” и “давильни”.
Своими размышлениями о мире, о бесконечности бытия, о себе, своих метаморфозах, смертях и рождениях, личном бессмертии Заболоцкий делится в стихотворении “Метаморфозы”. Здесь детально разрабатывается тема реальности бессмертия, которое заключается в превращениях “клубка какой-то пряжи”, в единстве мира “во всей его живой архитектуре”.
В пейзажной лирике Заболоцкого особое место занимают стихотворения “Север”, “Седов”, так как в них поэт воспевает конкретные подвиги человека в борьбе с угрюмой и суровой природной стихией. Поэтика “Севера” обнаруживает подлинное художественное мастерство:
В воротах Азии, среди лесов дремучих,
Где сосны древние стоят, купая в тучах Свои закованные холодом верхи,
Где волка валит с ног дыханием пурги…
Где самый воздух, острый и блестящий,
Дает нам счастье жизни настоящей,
Весь из кристаллов холода сложен,
Где солнца шар короной окружен;
Где люди с ледяными бородами,
Надев на голову конический треух,
Сидят в санях и длинными столбами Пускают изо рта оледенелый дух;
Где лошади, как мамонты в оглоблях,
Бегут урча; где дым стоит на кровлях,
Как изваяние, пугающее глаз…
Это, безусловно, натурфилософская лирика. Но в то же время, несмотря на грандиозность и конкретность образов, здесь есть элементы сказочности и гиперболизации (лошади – мамонты, дым – изваяние, в заключение появляется образ “метели”, гигантского сказочного существа, которое “обнимает” всю огромную родину). Стихотворение “Седов” дополняет “Север”, но в центре его не природа, а сам человек, борец – Седов.
Говоря о философско-пейзажной лирике Заболоцкого, надо отметить, что в ней отсутствует ярко выраженное лирическое “я”. Кстати, в этом отличие стихов Заболоцкого от подобных стихов Баратынского и Тютчева. Это “я” слито у Заболоцкого с объективным изображением предметов и событий.
В целом философско-пейзажные стихотворения Заболоцкого обнаруживают строгие “вселенские” лирические образы, ослепительную яркость метафор и ассоциаций, сказочность и карнавальность, удивительную новизну и подлинную самобытность.