Сочинение: Особенности философско-пейзажной лирики Заболоцкого



Особенности философско-пейзажной лирики Н. А. Заболоцкого

Философско-пейзажная лирика Заболоцкого – это прежде всего ли­рика природы. Причем природа предстает в этих стихах в разных об­личьях и с разных сторон, но в каждом случае она изображена как мир разнообразный и многоликий. Об этом ярко свидетельствуют многие стихотворения, в которых Заболоцкий широко использует разнооб­разные предметные детали, метафоры, олицетворения, выразительные образы-символы. Так, например, в “Начале зимы” автор рисует образ умирающей речки, которая

бьется, “затвердевая в каменном гробу”.

Не менее яркие примеры метафор и олицетворений находим в стихотворе­нии “Засуха”: с одной стороны, “костлявый мир цветов”, “как уголь черные растения”, “бедная река” в “смертельном обмороке”, с другой – “дождь”, “вихрь”, “радуга”, символизирующие “природы очиститель­ную силу”. Ряд поэтических сравнений возникает в “Ночном саде”, где сад уподобляется “таинственному органу”, “лесу длинных труб”, “приюту виолончелей”. Своеобразно одушевляется лесное озеро в одно­именном стихотворении:

“Бездонная чаша прозрачной воды сияла и мыслила мыслью отдельной”.

Сказочное содружество животворящих природных сил, фантастических и реальных, “вешних дней лаборато­рия” предстает в стихотворении “Весна в лесу”.

Одной из особенностей философско-пейзажной лирики Заболоцкого является то, что человеческие мысли и переживания движутся в ней вместе с движением образов природы, сплетаются с ними, прорастают в них. Отсюда своеобразная реалистическая символика. Так, в стихотво­рении “Засуха” налицо явная параллель между засухой как природным явлением и “засухой” в душе человека:

Но жизнь моя печальней во сто крат,

Когда болеет разум одинокий И вымыслы, как чудища, сидят,

Поднявши морды над гнилой осокой.

И в обмороке смутная душа…

Такая же перекличка имеет место в стихотворении “Все, что было в душе”:

И подобье цветка в старой книге моей шевельнулось Так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.

Иногда в картины природы вкраплены философские и психологиче­ские комментарии и рассуждения, например: “Природа в речке нам изо­бразила скользящий мир сознанья своего”.

Особую роль приобретают у Заболоцкого пейзажи, которые имеют символический характер, насыщены метафорами и богатством предмет­ных деталей. Например, в “Осени” образ кленового листа, ставшего мед­ным, твердым, звонким, приобретает символический смысл, становится значимой смысловой деталью: “И мы должны понять, что это есть зна­чок, /Который посылает нам природа,/ Вступившая в другое время го­да”. Подобные предметные символы являются характерной чертой всей поэтики Заболоцкого.

Стихотворение “Весна в лесу” – это стихотворение, в котором соеди­няются изобразительная точность и сказочные элементы. Весенний пей­заж напоминает автору работу лаборатории, где каждое “маленькое рас­теньице” похоже на “колбочку живую”.

Появляется грач, сказочный химик, ученый врач, семейный человек. Затем – глухарь, “нелюдимый, как дикарь”, похожий на “идолище”. Рисуются таинственные леса с мифологическими образами: “…солнца празднуя восход,/С причитаньями старинными/ Водят зайцы хоровод”. В качестве обобщения, итога в последних строфах стихотворения возни­кает солнечный лик, подчеркивающий чудеса реальной весны:

И над песнями, над плясками В эту пору каждый миг,

Населяя землю сказками,

Пламенеет солнца лик.

И, наверно, наклоняется В наши древние леса И невольно улыбается На лесные чудеса.

В философско-пейзажной лирике Заболоцкого можно проследить сходство с поэзией Тютчева. Но если Тютчев видел в природе сочетание гармонии и хаоса, души и свободы, то Заболоцкий увидел в ней движе­ние противоречий бытия – “совершенного творения” и “давильни”.

Своими размышлениями о мире, о бесконечности бытия, о себе, своих метаморфозах, смертях и рождениях, личном бессмертии Заболоцкий делится в стихотворении “Метаморфозы”. Здесь детально разрабатыва­ется тема реальности бессмертия, которое заключается в превращениях “клубка какой-то пряжи”, в единстве мира “во всей его живой архитек­туре”.

В пейзажной лирике Заболоцкого особое место занимают стихотворе­ния “Север”, “Седов”, так как в них поэт воспевает конкретные подвиги человека в борьбе с угрюмой и суровой природной стихией. Поэтика “Се­вера” обнаруживает подлинное художественное мастерство:

В воротах Азии, среди лесов дремучих,

Где сосны древние стоят, купая в тучах Свои закованные холодом верхи,

Где волка валит с ног дыханием пурги…

Где самый воздух, острый и блестящий,

Дает нам счастье жизни настоящей,

Весь из кристаллов холода сложен,

Где солнца шар короной окружен;

Где люди с ледяными бородами,

Надев на голову конический треух,

Сидят в санях и длинными столбами Пускают изо рта оледенелый дух;

Где лошади, как мамонты в оглоблях,

Бегут урча; где дым стоит на кровлях,

Как изваяние, пугающее глаз…

Это, безусловно, натурфилософская лирика. Но в то же время, не­смотря на грандиозность и конкретность образов, здесь есть элементы сказочности и гиперболизации (лошади – мамонты, дым – изваяние, в заключение появляется образ “метели”, гигантского сказочного сущест­ва, которое “обнимает” всю огромную родину). Стихотворение “Седов” дополняет “Север”, но в центре его не природа, а сам человек, борец – Седов.

Говоря о философско-пейзажной лирике Заболоцкого, надо отметить, что в ней отсутствует ярко выраженное лирическое “я”. Кстати, в этом отличие стихов Заболоцкого от подобных стихов Баратынского и Тютче­ва. Это “я” слито у Заболоцкого с объективным изображением предме­тов и событий.

В целом философско-пейзажные стихотворения Заболоц­кого обнаруживают строгие “вселенские” лирические образы, ослепи­тельную яркость метафор и ассоциаций, сказочность и карнавальность, удивительную новизну и подлинную самобытность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Особенности философско-пейзажной лирики Заболоцкого