Сочинение Образ “высокого неба” в романе Толстого “Война и мир”

Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу – это дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно свя­заны) – наиболее интересная и сложная.

И есть два че­ловека, которые открыли ее и литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед – для физики, Евклид – для геометрии. Это Достоевский и Толстой. Достоевс­кий был первым.

Главной темой его творчества

был страдающий человек, то есть человек, находящийся в том состоянии, когда его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое полное вы­ражение.

Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался человек, его душа. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” можно назвать “энциклопе­дией человека и жизни”. Писатель показал на страни­цах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир.

Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко

осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую кар­тину жизни людей с ее печалями и радостями? Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глуб­же, в суть вещей.

Он не только изобразил определенные явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек. “Война и мир” – произведение философское. Осо­бенность Толстого как мыслителя в том, что он вопло­щает свои размышления в предельно ясной форме и в то же время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых событиях. Толстой-философ оказал огромное влияние на Тол­стого-психолога и художника.

Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды – того, что яв­ляется основой подлинного искусства.

Толстовские ге­рои – не “герои” в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Их образы нарисованы предель­но правдиво, жизненно. По отношению к “Войне и миру” больше, чем к любому другому произведению подходят слова: “Жизнь народа – один из главных геро­ев романа”.

И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Ната­ша Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Нет, идеал не в смысле “ходячая добродетель”, образ выдуманный и бесплотный.

Толстовский идеал воспри­нимается совсем иначе: это человек “во плоти и крови”, которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться, и разочаровываться, который стремится к счастью, – как все люди.

Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает высочайшую нрав­ственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не ори­гинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчины – это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге (именно Пьер, сумевший найти единомышленников, дело, которому посвятил себя, а не Андрей, умный, силь ный, но так и не нашедший своего места в жизни, остав­шийся одиноким), а идеал женщины-матери, женщины – хранительницы семьи – непривлекательная и замкну­тая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но не лишена эгоизма, который чужд Марье). Писатель наделил своих героев прекрасной душой, не наделив их прекрас­ной внешностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго.

Тем самым он бросил вызов всем Анатолям и Элен, “сорвал с них маски”, пусть внеш­не прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, от­сутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное – самый страшный порок, порождающий множество других.

Нравственность, чистота души, истинные идеалы – вот что писатель ценит в человеке более всего. Что же такое истинные идеалы, чистота души в по­нимании Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Андрея Болконского после ранения.

Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Тол­стой. А вечно только высокое небо, которое люди не за­мечают, о котором забывают. “Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”. Этот во многом сим­волический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.

Этот образ, видимо, можно воспринимать и симво­лически.

Красота души, нравственность главных геро­ев романа и самого автора – вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев – эталоном духовного совершенства и красо­ты.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение Образ “высокого неба” в романе Толстого “Война и мир”