Сочинение: Образ “ретивого начальника” в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве” (часть II “Топтыгин 2-й”)
Сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве” является одним из наиболее острых сатирических произведений писателя в этом жанре. Первая часть ее (“Топтыгин 1-й”), опубликованная в журнале “Отечественные записки” в 1884 году, была изъята по требованию цензуры. Последующие части (“Топтыгин 2-й” и “Топтыгин 3-й”) при жизни автора печатались только в заграничных изданиях, а в России увидели свет лишь после смерти автора, в 1906 году.
Чем же так напугала сказка “Медведь на воеводстве” правящую
А распоряжаются всем в этом лесу хозяева, представленные писателем под маской сказочного медведя. Такая маска выбрана не случайно – ведь медведь воплощает в себе, с одной стороны, тупую жестокую силу, а с другой – полную неуклюжесть.
Один
Первое, что он планировал сделать – разорить типографию. “Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет…” Итак, пуще всего прочего, власть боится печатного слова, потому что оно раскрывает ее злоупотребления в глазах общества. Но задача Топтыгина 2-го облегчена тем, что всякая возможность гласности уже истреблена его предшественниками. Даже печатный “станок был публично сожжен, а оставлено было только цензурное ведомство…”. Поэтому “лесные мужики жили, не зная ни прошедшего, ни настоящего и не заглядывая в будущее.
Или, другими словами, слонялись из угла в угол, окутанные мраком времен”. А еще воевода мечтал спалить университет или академию, но выяснилось, что и эти рассадники вольнодумства давно уничтожены. Тогда “потужил Топтыгин 2-й, но в уныние не впал. “Коли душу у них, у мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, – сказал он себе, – стало быть, прямо за шкуру приниматься надо!”
Отсутствие гласности и образования создает благоприятные условия для прямого насилия власти по отношению к подчиненным. И Топтыгин 2-й приступает к прямому грабежу: “Выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец, и хоть знает, негодяй, что уж в лоск мужичка разорил, а все ему мало кажется…”
Развязка событий содержит в себе недвусмысленную угрозу по отношению к власть имущим. Терпение несчастных мужиков истощилось. Когда Топтыгин 2-й решил довести их до полного разорения, они “поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало, и уважили.
Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы”.
Салтыков-Щедрин предсказывает неминуемое возмездие, ожидающее жестоких правителей. Поэтому не удивительно, что цензура не допустила печатанье сказки “Медведь на воеводстве” в России. Ведь карающий смех сатирика обличает деспотизм самодержавной власти и несет в себе мощный революционный заряд.