Сочинение: Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедо­ва “Горе от ума” Александр Андреевич Чацкий – передовой человек своего времени, каким был и его создатель, выдаю­щийся писатель и общественный деятель. В уста своего героя писатель вкладывает заветные чувства и представления о на­значении человека, его участии в прогрессивном развитии сво­его народа. Но этот герой попадает в среду, которая совершен­но невосприимчива к его идеям.

Более того, она их отвергает и осуждает, что и составляет общественный конфликт рассмат­риваемого

произведения.

Что же представляет собой та общественная среда, в кото­рой оказывается Чацкий, вернувшись после трехлетних стран­ствий в Москву? Это “фамусовское общество”, названное так по имени главного антагониста Чацкого – Павла Афанасьеви­ча Фамусова. Фамусов – типичный московский барин нача­ла девятнадцатого века.

В его образе сочетаются патриархаль­ность и самодурство. Он привык быть барином и не представ­ляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося.

Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они

могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика.

Вершина жизненных устремлений для Фамусова – это вы­годная карьера, причем неважно, какими способами она дос­тигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. Фамусов не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажет­ся, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно.

В то же время это не ходульная фигура, а живой человек с не­однозначным характером. Он обладает здравым смыслом, яв­ляющимся результатом богатого житейского опыта. Язык Фа­мусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторо­го остроумия. Он может быть обаятельным и гостеприимным.

Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посочувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен раскрывшимся любов­ным романом между его дочерью и секретарем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадле­жит власть.

А безнравственность власти приводит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

Еще более страшным представителем фамусовского обще­ства является внешне неприметный и кажущийся безобидным Молчалин, который вслух заявляет: “В мои года не должно сметь свое суждение иметь”, а втайне имеет те же “идеалы”, что и Фамусов. Но пока он только в начале своей карьеры, ему приходится скрывать свои честолюбивые замыслы, и он про­являет главные достоинства: “умеренность и аккуратность”. Верно сказал Николай Васильевич Гоголь, характеризуя Мол­чалина: “Молчалин… замечательный тип.

Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающе­еся в люди…” Можно предположить, что, когда подобные Мол­чалины “проберутся в люди”, они своими пороками превзой­дут и самого Фамусова.

В концентрированном виде фамусовское общество пред­ставлено на балу в его доме. Кто же присутствует там? Самый важный гость для хозяина – это полковник Скалозуб.

Важ­ный потому, что Фамусов прочит его в женихи для своей до­чери Софьи. Достоинства будущего жениха в глазах Павла Афанасьевича выражает емкой формулой служанка Софьи Лиза: “И золотой мешок, и метит в генералы”. Чацкий же со­всем иначе оценивает эту личность: “Хрипун, удавленник, фа­гот, созвездие маневров и мазурки”. Тупая ограниченность это­го персонажа прослеживается и в его собственных репликах.

Когда его спрашивают о впечатлениях от Москвы, он отвеча­ет: “Дистанции огромного размера”. Скалозуб не лишен свое­образного юмора (отсюда, вероятно, и его фамилия), но юмор этот казарменного, так сказать, свойства. Когда его спрашива­ют, кем доводится ему Настасья Павловна, он пытается ост­рить: “Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили”.

Другие гости представлены впавшей в старческий маразм княжеской четой Тугоуховских с шестеркой дочерей; девяно­столетней графиней Хрюминой с внучкой, которую она уже десятый год выдает и никак не может выдать замуж; старым плутом и картежником Загорецким, старухой Хлестовой и им подобными.

Несколько особняком в этом ряду стоит Платон Михайло­вич Горич. Когда-то он считался весельчаком и лихим воякой, был близок с Чацким, но пребывание в фамусовском обществе коренным образом изменило его. Теперь он женился, отпустил брюшко и делает все, что прикажет ему жена.

Каковы же представления и интересы фамусовского об­щества? Разговор на балу ведется о таких предметах, в кото­рых никто из присутствующих ничего не смыслит. Суть раз­говоров: вред обучения, отношение к школам, университетам, книгам – свидетельствует о глубоком невежестве присутству­ющих. Вершиной их представлений становится призыв Фаму­сова: “Забрать все книги бы да сжечь!”

Естественно, что нормальный человек, каким является Чацкий, среди таких людей кажется инородным телом. Ино­родным настолько, что его монологи и рассуждения вызывают протест, выражающийся в пущенной жалким лгунишкой Заго­рецким с подачи Софьи сплетне, будто бы Чацкий повредил­ся в рассудке. Сплетня дружно подхватывается всеми осталь­ными, и Чацкого объявляют сумасшедшим.

Такова судьба человека с умом и талантом, стремящегося своей деятельностью приносить людям пользу, в фамусовском обществе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение: Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”