Сочинение на тему: ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН”



А. П. Чехов – мастер маленького рассказа. Один из его рассказов, “Хамелеон”, в юмористи­ческой форме повествует о незначительном собы­тии, произошедшем в один из дней в маленьком провинциальном городишке. Само по себе собы­тие было действительно незначительным.

Одна­ко персонажи рассказа, характеры которых рас­крываются, главным образом, в диалогах, застав­ляют читателя задуматься, увидеть необыкновен­ное в обыкновенном.

В рассказе нет живописных пейзажей, подроб­ных и обстоятельных характеристик персона­жей. Мастерство

А. П. Чехова заключается в уме­нии наблюдать жизнь, облекая свои размышле­ния в форму тонких и метких деталей.

Безлюдная базарная площадь. Через нее идет полицейский надзиратель Очумелов. За ним вы­шагивает рыжий городовой Елдырин.

Вокруг тишина и спокойствие. Внезапно тишину нару­шают человеческие крики и собачий визг. Очу­мелов видит, как от склада купца Пичугина бе­жит собака, “прыгая на трех ногах и оглядыва­ясь”. За ней гонится человек.

Можно предста­вить, насколько смешной была ситуация. Но бе­гущий человек решается на поступок более смеш­ной и вместе с тем безумный: “подавшись туло­вищем

вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы”. Слышится вновь собачий визг.

Не удивительно, что происшествие оживляет сон­ную базарную площадь. Неведомо откуда, “слов­но из земли выросши”, набежал народ.

Очумелов, представитель власти и порядка, не может не обратить внимания на беспорядок. По­дойдя к толпе, он увидел человека, который де­монстрировал свидетелям свой окровавленный палец. Казалось бы, в такой ситуации сочувствие читателей должно быть на стороне пострадавше­го золотых дел мастера Хрюкина.

Но обратим внимание на такие детали: лицо его было полу­пьяным и на нем было как бы написано: “Ужо я сорву с тебя, шельма!” Животное оказывается не огромным ужасным псом, а всего лишь белым борзым щенком с острой мордой и желтым пят­ном на спине, да еще хромым. “В слезящихся гла­зах его выражение тоски и ужаса”.

А. П. Чехов не выражает своего мнения по поводу происшествия, но внимательный чита­тель сразу же понимает, на чьей стороне автор­ское сочувствие. Так, несколько метких деталей позволяют писателю довольно подробно и, глав­ное, ярко преподнести эпизод, ставший компози­ционной завязкой рассказа.

Главную роль в рассказе выполняют диалоги, которые характеризуются живостью, пластично­стью языка и меткостью, точностью деталей. Сло­ва пострадавшего Хрюкина отличаются экспрес­сивностью, эмоциональностью. Он постоянно подчеркивает свое служение букве закона. Не­смотря на кажущуюся порядочность, Хрюкин заботится отнюдь не о торжестве закона, а о соб­ственной выгоде: “Пущай мне заплатят, потому

– я этим пальцем, может, неделю не пошевель­ну…” Эта фраза Хрюкина сводит на нет все его заверения в правдивости, истинности сказанно­го. Подтверждением этого могут служить и сло­ва случайного свидетеля, который видел, что Хрюкин сам спровоцировал собаку. Нельзя серь­езно относиться к словам человека, который спо­собен обидеть беззащитное животное, да еще и таким образом.

Таким же непредсказуемым, если брать во внимание детали, является полицейский надзи­ратель Очумелов. Он вообще не имеет собствен­ного мнения, решения меняет в зависимости от того, какую выгоду или неприятность принесет ему это решение. Вспомним, как он обращается к городовому Елдырину: “Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…

Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем”. И через несколько минут: “Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…

Что-то ветром подуло… Знобит…” Погодные условия нисколько не изменились. Изменилось решение полицейского относительно дальнейшей судьбы собаки. В этих же диалогах характерны следую­щие реплики: “Пора обратить внимание на подоб­ных господ, не желающих подчиняться постанов­лениям!

Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродя­чий скот!” И через несколько минут: “Она (соба­ка), может быть, дорогая, а ежели каждый сви­нья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..”

Завершается рассказ торжеством справедли­вости. Истинный виновник происшествия нака­зан. Наказанием ему послужил всеобщий хохот собравшихся, в то время как пес возвращается владельцу, вместо того чтобы быть истреблен­ным, к чему его “приговорили” вначале.

Очуме­лов грозит Хрюкину, что доберется до него. И на­столько беспомощным выглядит этот жест Очу­мелова, что тут уж впору его пожалеть. Пожалеть за боязнь перед вышестоящими, за неумение при­нимать самостоятельные решения.

Каждый из персонажей рассказа глубоко ин­дивидуален. Эта индивидуальность раскрывает­ся прежде всего в деталях поведения, в диалогах персонажей. А. П. Чехов создает яркие и запо­минающиеся образы, не прибегая к широким, подробным характеристикам.

Он творил, как ис­тинный художник, у которого каждый мазок кисти значителен и красноречив. Перед нами уже не образы отдельных людей, а нечто более широ­кое и значительное – образ населения, народа, нации.

Глоссарий:

– Хамелеон Очумелов

– анализ рассказа чехова дорогая собака


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН”