Сочинение на тему Жанр баллады в творчестве Лермонтова

-4 Свое дальнейшее развитие у Лермонтова получают и стихотворения, которые Белинский называл “субъективными”. К ним относятся “Когда волнуется желтеющая нива: ” 1837, “Молитва” 1837, “Молитва” 1839, “Есть речи – значенье: ” 1840, “Ребенку” 1840, “Выхожу один я на дорогу: ” 1841. Бытовавшее в дореволюционном литературоведении мнение о вызревании в лирике Лермонтова отказа от его мятежного неприятия существующей действительности чаще всего аргументировалось ссылками на эти стихотворения. Однако, к примеру, “Когда

волнуется желтеющая нива: ” только на первый взгляд представляется выражением “примиренности” поэта.

В стихотворении запечатлены лишь редкие мгновения слияния поэта с природой, на время “смиряющие” его неизбывную “души’ тревогу”, порождаемую неустроенностью мира, трагическим разладом с ним, постоянством сомнений в возможности существования “счастья на земле”. Не о “примирении” свидетельствуют и такие поздние стихи, как “И скучно и грустно”, “Отчего”, “Благодарность” 1840, “Прощай, немытая Россия: ” 1841.’ 8 “Благодарности” мятежный “ропот”

поэта достигает высот богоборческого протеста. А отправляясь в очередную ссылку на Кавказ, Лермонтов в стихотворении “Прощай, немытая Россия: ” не менее дерзко обращается и к земным владыкам, отвергая весь современный общественный уклад, создавший из его родины “страну рабов, страну господ”.

После “Смерти Поэта” это самая сильная и смелая политическая инвектива, продиктованная горькой любовью к своему порабощенному народу и испепеляющей ненавистью к его поработителям.

К балладам 1837-1841 гг. примыкают стихотворения, в которых нет развернутого балладного сюжета, но переживания поэта получают такое же живописно-образное, объективно-изобразительное и в то же время иносказательное выражение.’ К ним относятся “Ветка Палестины” 1837, “Тучи” 1840, “На севере диком стоит одиноко: ” 1841, “Утес” 1841, “Листок” 1841. Пейзажные образы здесь тяготеют к символико-анимистическому одухотворению, заменяя собою непосредственное изображение лирического героя и лирических персонажей. Сближение индивидуально-личностного и народного сознания в поздней лермонтовской лирике становится одной из определяющих ее особенностей, например, в “Родине”.

Художественная структура “Родины” по-своему предвосхищает кинематографический монтаж общего, среднего и крупного планов.

Поначалу дается широкий “общий план” родины – в ее понятийно-образном воплощении. Свое признание в любви к отчизне поэт начинает как бы “от противного”, заявляя: “Люблю отчизну я, но странною любовью: ” “Странность” ее прежде всего в том, что поэта оставляют равнодушным обычные атрибуты величия родины “Слава, купленная кровью: ” и пр.. В лирико-эпическом жанре баллады Лермонтов имел возможность дать лирическому содержанию более объективированное воплощение в сюжетно развивающихся образах и картинах.

Однако это объективированность не тождественна реалистичности изображения. Напротив, ярко выраженный романтический характер имеет большинство последних лермонтовских баллад: “Дары Терека” 1839, “Три пальмы” 1839, “Воздушный корабль”, “Тамара”, “Морская царевна” 1841. Баллады поэта отличаются единством природного и человеческого мира, реального и фантастического, прямого и иносказательного, социально-психологического и нравственно-философского аспектов изображения.

От “Бородина” тянется нить к другим лермонтовским стихотворениям, затрагивающим тему человека из народа “Сосед”, “Казачья колыбельная песня”, “Дары Терека”. Одним из самых значительных является “Завещание” “Наедине с тобою, брат: ” 1840 г. Герой стихотворения, скорее всего офицер, выслужившийся из нижних чинов, прошедший суровую школу армейской кочевой жизни, кровопролитных сражений, близок одновременно и к людям из народа, и к лермонтовскому лирическому герою. Искусство поэта здесь достигает иллюзии полнейшей безыскусственности, проза сливается с поэзией, а лирический персонаж – с лирическим героем самого Лермонтова.

Все они подаются в отвлеченных понятиях, воспринимаемых “рассудком”, но не сердцем. А дальше следуют воспроизводимые общим планом, но уже конкретные образы-картины родины, вызывающие глубоко истинную любовь поэта “Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям: “. Подаваемые “средним планом” поначалу безлюдные пейзажи постепенно становятся все более “очеловеченными”, появляются приметы народного крестьянского быта, а под конец появляется и сам народ. В финале стихотворения изображение переходит в крупный план, в центре которого – простые мужики, показанные в один из праздничных моментов их нелегкой трудовой жизни, и самозабвенно любующийся ими поэт. “Родина” непреднамеренно, но достойно увенчала цикл зрелых стихотворений, опубликованных при жизни поэта.

Н, А. Добролюбов писал: “Лермонтов: обладал: громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”. P


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему Жанр баллады в творчестве Лермонтова