Сочинение на тему: Зарождение патриотической темы В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ АВТОРСКОЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)

Начало истории русской литературы самым тесным об­разом связано с принятием христианства. Именно после крещения на Русь пришла письменность и грамота. Поэто­му первые произведения древнерусской литературы тесно связаны с Библией. Это были библейские комментарии, молитвы и жития святых.

Доля светской литературы была совсем незначительной. Большинство литературных про­изведений по-прежнему имело церковно-религиозный ха­рактер. Но уже во многих

из них к религиозному содержа­нию начинала прибавляться светская тематика.

Ведь лите­ратура не могла избежать тех изменений, которые проис­ходили в общественной жизни и общественном сознании. А знаменитые средневековые сборники рассказов о живот­ных “Физиологи”, древнейший научный трактат по мате­матике и астрономии “Учение о числах” Кирика Новгород­ца, “Поучение” Владимира Мономаха и другие с полным правом можно отнести к светской литературе.

Несмотря на церковно-религиозное содержание первых произведений, тема патриотизма, идея защиты, сохране­ния и приумножения родной земли

довольно рано возни­кает в древнерусской литературе. Основной вопрос, кото­рый ставит перед собой и своими читателями первый лето­писец, – “откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и с коих пор известна Русская земля” – предполагает наличие патриотического чувства. Именно в “Повести временных лет” возникают три боль­шие идеи, которые явно или скрыто будут соперничать на протяжении всей последующей русской и российской истории: приверженность к Земле-Отечеству, услужение

Власти и стремление к личному благополучию, не зави­сящему ни от Отечества, ни от Власти.

Открытый действенный патриотизм проповедует неиз­вестный автор “Слова о полку Игореве”. Соединение идеи княжеского единовластия с широким пониманием понятия “Русская земля” является отличительной чертой его поли­тического мышления. Русская земля у автора не ограничи­вается только Киевом, Черниговом или Новгородом-Северским. Она включает в себя и другие древнерусские княже­ства.

В этом и находит свое яркое отражение патриотическое сознание автора произведения. В его трактовке именно Русская земля в широком понимании является истинным героем “Слова о полку Игореве”. И именно в создании об­раза Русской земли автор поднимается до необычайного мастерства. В созданном им образе родины ощущается нео­быкновенный темперамент, чувство страстной любви и пре­данности.

Этот образ пронизывает все произведение и оду­хотворяется через единение человека и природы.

В исключительности патриотического чувства автора со­держится великая правда. Ее смысл заключается в том, что народ, как и любой отдельный человек, имеет вечное назначение. Народ, вся Русская земля должны стать глав­ной и незаменимой формой для совершенной полноты жиз­ненного содержания.

Патриотизм автора “Слова” раскрывается через обра­щение к исторической правде. Недаром уже во вступле­нии он заявляет, что не собирается ничего приукраши­вать или замалчивать, подражая вещему Бояну. Поэтому и темой для своего патриотического призыва он избирает не одну из великих побед русского оружия, а страшное по­ражение.

Автор смотрит в глаза суровой действительности прошлого и настоящего и видит Русскую землю, которая страдает от вековых усобиц князей и опустошительных набегов степных народов.

И тогда автор возлагает на себя обязанность будителя и просветителя человеческой памяти. Ведь чтобы его выс­шая правда не превратилась в пустой звук, ненужную пре­тензию, нужно изъявительное наклонение патриотическо­го чувства: “я люблю свою Родину”, – изменить на повели­тельное наклонение патриотического долга: “помогай Ро­дине в сознании и исполнении ее высшего предназначе­ния”. Следуя избранным принципам, он в порядке стар­шинства обращается к русским князьям Рюриковичам и призывает их вспомнить о долге перед Родиной.

Он требу­ет от них защитить “достояние Даждьбожа внука” – Рус­скую землю от опустошительных набегов степняков.

Но у автора “Слова” были непосредственные предше­ственники и современники, обладавшие ярким литератур­ным талантом. Это Владимир Мономах, Климент Смолятич и Кирилл Туровский. Ближе и понятнее автору “Слова о полку Игореве” были идеи и взгляды Владимира Моно – маха, изложенные в его “Поучении”. Мономах писал о том, что с властью возрастает ответственность, а потому призывал князей быть справедливыми.

По его мнению, в основе правосудия должна быть “правда” – закон. Он выражал идею защиты “убогого человека” и завещал: “Не позволяйте власть имущим погубить человека”. В понятие “правды” Мономах включал также требование о недопус­тимости смертной казни, потому что любой человек имеет право на срок жизни, отпущенный Богом.

Казнь – это убийство и преступление перед Богом.

Значительное место в “Поучении” Мономах отводил по­следствиям княжеских усобиц. Усобицы приводят к вой­нам, гибели и разорению смердов, что ослабляет Русскую землю. В противовес удельно-церковной формуле: “каж­дый пусть держится своей вотчины”, он выдвинул призыв: “отныне соединимся в единое сердце и блюдем Русскую землю”.

В произведениях церковных писателей Климента Смолятича и Кирилла Туровского через аллегорическое истол­кование происходит превращение сверхъестественного в нечто доступное умственному познанию. Климент Смолятич, например, делал вывод, что для познания Бога нуж­но обращаться к природе. Вопреки церковным взглядам, он защищал мирского человека и был сторонником чувствен­ного познания.

Он считал, что ум дан человеку для разуме­ния природной сообразности.

Зарождение светских элементов в общественном миро­воззрении прослеживается и в произведениях Кирилла Ту­ровского. Это и суровое осуждение претензий духовен­ства на имущество, власть и славу, и идея причастности Бога к мирской жизни, и выработка моральных критериев жизни и деятельности светского человека. Эти и другие положения становились духовными зернами, которые за­тем прорастали чувством действенного патриотизма в душе русского человека.

Глоссарий:

– сочинение на тему человек и история в древнерусской литературе

– сочинение на тему патриот

– сочинение на патриотическую тему

– человек и его духовные ценности в древнерусской литературе

– сочинение на тему человек и его духовные ценности в древнерусской литературе


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Зарождение патриотической темы В ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ