Сочинение на тему Художественное новаторство Маяковского
-24 С первых шагов Маяковского в литературе стало ясно: пришел новый поэт, ни на кого не похожий, со своим мироощущением и мировосприятием, со своим взглядом на вещи и явления. У него был свой, незаимствованный голос. В таких, правда, уже поздних строчках: “Ну, как вам, Владимир Владимирович, нравится бездна?” И я отвечаю также любезно: “Прелестная бездна.
Бездна восторг!” К. Чуковский уловил те же интонации, которые только что слышал на углу Бассейной и Литейного.
“Здесь нет ни анапестов, ни ямбов, но здесь биение живой человеческой
Не случайно высокую оценку его творчеству дали признанные мастера поэзии “серебряного века” – А. Ахматова и М. Цветаева. В стихотворении “Маяковский в 1913 году” 1940 Анна Ахматова пору вступления Маяковского в литературу
Певец площадных чудес – Здорово, гордец чумазый, Что камнем – тяжеловес Избрал, не прельстясь алмазом.
Такие словосочетания и эпитеты, как “булыжный гром”, “тяжеловес”, “архангел-тяжелоступ”, “архангел ломовой” подчеркивают, с одной стороны, тяжесть, неподъемность начатой Маяковским реформы поэзии, а с другой, – серьезность и основательность подхода к ней. Характерно, что в соответствии с поэтикой раннего Маяковского и стиха самой М. Цветаевой даже поэтическая слава обретает эпитет “ломовая”. “Ни один поэт не оказал такого решающего и непосредственного влияния на мировую прогрессивную поэзию, как Маяковский: Он стал центральной фигурой поэзии 20 века”,- считает ученый-литературовед Ф. Н. Пицкель, приводя восторженные отзывы о поэте И. Бехера и П. Неруды: “Новый и мощный талант налетел, как ураган, с востока и разметал старые ритмы и образы, как этого не смел еще ни один поэт”,- вспоминал И. Бехер. По словам Пабло Неруды, Маяковский “восхищал свое время столькими открытиями, что поэзия с его появлением и уходом преобразилась, словно пережила настоящую бурю” 39; 316.
Таким образом стих Маяковского вошел в состав крови мировой поэзии и до сих пор успешно циркулирует в ней. Такая честь оказывалась не каждому даже из великих поэтов. Важно подчеркнуть и то, что открытия Маяковского в области русского стихосложения вошли в учебники по поэтике еще при его жизни: так, в теории литературы Б. Томашевского с 1925 по 1931г. г. она выдержала 6 изданий уже отмечались особенности акцентного стиха Маяковского, своеобразие его рифмы.
В чем же состояло новаторство стиха Маяковского? Со времен Симеона Полоцкого 17 век русская поэзия знала две системы стихосложения: силлабическую и силлабо-тоническую.
Маяковский ввел в нее свою систему – тоническую, отличающуюся от предшествовавших большей свободой и раскованностью. Для сравнения приведем два отрывка из стихотворений Пушкина и Маяковского: Я ехал к вам: живые сны За мной вились толпой игривой, И месяц с правой стороны Сопровождал мой бег ретивый: А. С. Пушкин. “Приметы”. Народонаселение всей империи – люди, птицы, сороконожки, ощетинив щетину, выперев перья, с отчаянным любопытством висят на окошке: В. В. Маяковский. “Гимн ученому”. Нетрудно заметить, что в стихотворении Пушкина в соотносимых строках одинаковое количество слогов 8 и 9 и ударение pyyFtb