Сочинение на тему: Вот злонравия достойные плоды Недоросль, Фонвизин
Вот злонравия достойные плоды
Прочитав комедию Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, я была удивлена. Дело в том, что пьеса, написанная в XVIII веке, затрагивает такие проблемы, которые актуальны и двести лет спустя.
Итак, действие комедии происходит в деревне Простаковых; главным героем является их сын Митрофанушка – недоросль в прямом и переносном смысле этого слова. Основные события комедии разворачиваются на фоне конфликта между просвещенными дворянами (такими, как Стародум, Правдин) и крепостниками-невеждами ( Скотинин,
Главные действующие лица в комедии наделены Д. И. Фонвизиным яркими, порой гротескными чертами характера. Мне бы хотелось подробнее остановиться на некоторых из них и попытаться проследить, насколько нравственны их помыслы и как эти помыслы реализуются автором в комедии.
Во-первых, госпожа Простакова. Вся ее забота была направлена на сына, Митрофана; на то, чтобы пристроить его и чтобы он был счастлив. “Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка”; “Его готовлю
Но в конце концов она лишилась власти, а Митрофан “перешагнул через нее”, сказав: “Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.
Митрофан же однозначно обозначил свои жизненные стремления и желания фразой: “Не хочу учиться, хочу жениться”. Более того, он хотел жениться на Софье не по любви, а из-за ее наследства, а также он не хотел служить. Но Софьюшке Митрофан “не жених”, и служить ему все же пришлось.
Брат госпожи Простаковой, Скотинин, как и Митрофан, хотел жениться на Софье и обогатиться за ее счет. Еще одним его “стремлением” были свиньи: “Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи…” Однако и Скотинин не добился своего.
Почему же так произошло? В чем их порочность? Рассмотрим героев более внимательно.
Например, госпожа Простакова – “презлая фурия” – воплощение алчности, грубости, невежества, властности. Ее отношение к слугам и людям низшего сословия более чем пренебрежительное: “А ты, скот, подойди поближе”; “Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на делах…”; “Так тебе жаль шестой, бестия?”. К мужу госпожа Простакова тоже относится свысока и не ценит его: “Вот таким муженьком наградил меня господь…”. Однако по отношению к сыну она проявляет чрезмерную, слепую любовь: “Поди порезвись, Митрофанушка!”; “Ах мати божия!
Что с тобой сделалось, Митрофанушка?”; “Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань”. Митрофан же пользуется любовью матушки: пока она “у власти”, то есть хозяйка дома, он старается ей угодить, польстить ей. Митрофан – зеркало госпожи Простаковой. Вяземский писал про этого лентяя так: “Невежество, в каком рос Митрофан, и примеры домашние должны были вырастить в нем изверга, какова его мать”.
Он с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В последней сцене, когда господа Простакова была лишена поместья, сын “переступил через нее”. Митрофан никого не любит, он эгоистичен, зол и невежественен.
Скотинин – типичный представитель говорящей фамилии. Речь Скотинина груба, о себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных. Скотинин очень похож на сестру, госпожу Простакову, он жаден, жесток и невежественен.
Господин Простаков, попав под влияние жены, стал ее подкаблучником, потакает ей во всем: “Да я думал, матушка, что тебе так кажется”. Он превратился в бесхарактерного, не имеющего собственного мнения человека, в серую личность.
Таким образом, в своей пьесе Д. И. Фонвизин нарисовал типичные черты русских крепостников. Именно крепостничество было основным злом тогдашней русской жизни. И на его почве “вырастали” подобные жестокие, подлые и невежественные люди.