Сочинение на тему Великой Отечественной войны



Тема сочинение: Осуждение ужасов войны. Работа по творчеству Василия Быкова и Генриха Белля. Эпиграф: Солдатам, а я был солдатом, следует роптать не на тех, против кого их послали воевать, а только на тех, кто послал их на войну (Г. Белль).

Вторая мировая война была жесточайшей, страшнейшей в истории человечества. В памяти тех, кому судилось через нее пройти, навсегда осталось военное тяжелое время. Предостерегая следующие поколения от повторения катастрофы, они рассказывают об ужасах войны в мемуарах, кинофильмах, книгах.

Белорусский писатель

В. Быков принимал участие в той войне, был лейтенантом Советской Армии, в тяжелых боях за Кировоград “погиб” – на монументе в честь павших было написано и его имя, а родным пришла “похоронка”. После окончания войны еще десять лет служил в армии. Потом демобилизовался и полностью посвятил себя литературной деятельности.

Центральной темой его творчества стали трагические события Второй мировой войны.

Герои повести “Альпийская баллада” (1963 ) – белорусский юноша Иван Терешко и итальянская девушка Джулия. Судьба свела их на заводе в Италии, где работали смертники-пленные из разных

стран, бойцы-антифашисты, воины сопротивления. Во время взрыва бомбы, который готовили Иван со своими товарищами, юноша убегает с завода, со временем к нему присоединилась Джулия. Иван не может руководствоваться принципом: “выжить любой ценой”, не может отвернуться от более слабого в трудную минуту, хотя по собственному опыту знает, что спастись одному легче.

Юноша уже в третий раз убегает из плена. Его страстное стремление к свободе не могут сломать никакие испытания неволи: ни издевательство фашистов над пленными, ни нечеловеческие условия существования, в которых сохранить живую человеческую душу, собственное достоинство, волю к сопротивлению и борьбе – это подвиг. Война несет с собой руины, кровь, смерть.

Но, самое страшное – когда из человека вытравливается все человеческое, как командфюрером Зандлером, который заставлял беззащитного пленного чистить свои сапоги рукавами арестантской куртки, или полицая Григория, готового произвести поджог дома своего кума за то, что он прячет советского бойца, или тех эсэсовцев, которые издевались над пленным, тыкая в него папиросами. Эти изверги ничем не отличались от тех собак-волкодавов, которых они спускали на беглецов. Души же Ивана и Джулии, вопреки всем ужасным обстоятельствам, при которых они встретились, остаются живыми.

В них неожиданно для самих героев зарождается чистая любовь, как те цветущие под ярким небом маки, среди которых оказались молодые люди. Три дня свободы на фоне утренней природы предоставляют рассказу о героях, истерзанных войной, особого трагизма.

Немец Г. Белль тоже принимал участие во Второй мировой войне, но с другой стороны, как солдат немецко-фашистской армии, хотя и уклонялся от участия в политической жизни, пока не был мобилизован сначала для отбытия трудовой повинности, а потом в вермахт. На фронте был несколько раз ранен, после победы над Германией некоторое время находился в американском плену. С 1947 г. начинает заниматься литературой. Как писатель Г. Белль начинал в русле так называемой “литературы руин”, что преимущественно была сосредоточена на осмыслении недавней войны и ее последствий.

Военная тема стала одним из краеугольных камней беллевской “эстетики гуманного”. В 1950 г. вышел в печать сборник рассказов Белля, в котором писатель рассказал о страшной судьбе своего поколения, о том, что он не может молчать и тем самым давать возможность другим изображать недавнее прошлое приукрашено, в героических тонах, закрывая глаза на зверства и преступления.

Герой рассказа “Путник, когда ты придешь в Спа…” совсем юный. Еще три месяца назад он учился в гимназии. И вот он снова оказался в своей школе, но на этот раз он не бежит ступеньками и коридорами, а его несут тяжелораненого на носилках. Он даже долго сомневается в том, действительно ли это его гимназия, настолько чужой кажется школа, переоборудованная в госпиталь.

Сомнения рассеялись лишь после того, как он увидел в классе на доске фразу, написанную своей рукой. Почти одновременно с этим герой, который никак не мог понять, куда его ранили, увидел свое отражение в стекле лампочки – “такой, белый, узкий свиток марли, будто химерический хрупкий кокон”, а со временем, когда его размотали – что у него нет обеих рук и правой ноги.

Рассказ Г. Белля насыщен символами, которые передают абсурдность войны, которая превратила гимназию в “мертвый” дом, комнату сторожа Биргелера, где герой гимназистом пил молоко, – на хранилище мертвецов, а сам Биргелер теперь не сторож, а пожарник. Символичной является и недописанная на доске цитата, которая обрывается на полуслове, – знаменитые строки древнегреческого поэта Симонида Кеосского: “Путник, когда ты придешь в Спарту, расскажи там, что мы лежим здесь, честно выполнив закон”. Фраза написана на доске семь раз.

Число семь в библейском контексте означает бесконечность. Поэтому произведение приобретает особое философское звучание о вечности борьбы со злом.

Весомое слово в противоборстве добра со злом принадлежит искусству. Художественные произведения непосредственных участников Второй мировой войны белоруса Василия Быкова и немца Генриха Белля, осуждая ужасы войны, раскрывая ее абсурдность, убедительно доказывают, что война не приносит счастья никому: ни тем, кто начинает войну, ни тем, кто против собственной воли вынужден принимать в ней участие.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему Великой Отечественной войны