Сочинение на тему: ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”

Основной идеей комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” является противопоставление кре­постническому строю прогрессивных революци­онных идей декабристов. Но проблемы, затрону­тые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, обще­человеческих ценностей.

Уже само название пьесы – “Горе от ума” – говорит о том, что в ней важная роль отведена вопросу “ума”, или учения, знания, образования. Этой темы, так или иначе, касаются все персона­жи. Размышляя о том, что есть ум, что разумно, что истинно, автор показывает две точки зрения: Чацкого, для которого высшая ценность – “ум, алчущий познаний”, и Фамусова, придержива­ющегося мнения, что “ученье – вот чума, уче­ность – вот причина, что нынче пуще, чем ког­да, безумных развелось людей, и дел, и мнений”.

Подлинному уму фамусовское общество стремит­ся противопоставить другие ценности: Фаму­сов – устои крепостнического дворянства, Софья – сентиментальную чувствительность, Молча­лин – заветы служебной иерархии, Скалозуб – железную дисциплину. При этом все они пуска­ются в рассуждения об уме, восхваляют его как благонравие, как “умение жить”.

Представители дворянской среды искренне считают себя умными, то есть именно “умеющи­ми правильно жить”: “Не то на серебре, на золо­те едал”, – заявляет один, “мне только бы дос­талось в генералы”, – мечтает другой, “барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья”, – хвалится третий. Любой действительно здра­вомыслящий человек сразу понимает, насколь­ко смешными являются подобные заявления, насколько далеко фамусовское общество от насто­ящей образованности. Молодое поколение в кру­гу Фамусова получает такое воспитание, при ко­тором заранее исключается возможность истин­ного просвещения: “Чтоб наших дочерей учить всему – и танцам! и пению! и нежностям! и вздо­хам”. Ведь основное в этом обществе – “балы, обеды, карты, сплетни”.

Тут нет места настояще­му уму и высокой культуре.

Чацкому же, единственному умному челове­ку среди всех этих глупцов, неприемлемы и чуж­ды их взгляды. Он смеется над Фамусовым и его окружением, разоблачает их жизнь и нравы. Он обличает тех, кто без зазрения совести меняет верных слуг на “борзые три собаки”, обрушива­ет свой гнев на того “любителя” искусства, кото­рый “на крепостной балет согнал на многих фу­рах от матерей, отцов отторженных детей”, а за­тем распродал их поодиночке.

За плечами Чацкого большой жизненный опыт. Несмотря на молодые годы, он уже зани­мался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года про­вел за границей, что обогатило его разум новыми впечатлениями, значительно расширило его кру­гозор. К каждому делу, которым занимался ге­рой, он относился со всей серьезностью и ответ­ственностью – потому в нем чувствуется любовь к родине, к своему народу, вынесенные из воен­ной службы. Но порядки в современной ему ар­мии не удовлетворяли Чацкого.

Он, имеющий высокое чувство личного и национального досто­инства, независимость взглядов и суждений, не признает чинопочитания и угодничества, распро­страненных не только в военной среде, но и во всем московском обществе того времени. “Слу­жить бы рад, прислуживаться тошно”, – вот ос­новной принцип грибоедовского героя. Он счита­ет, что только ум, человечность, прямота – ка­чества, достойные настоящего человека.

В фамусовском же обществе все наоборот. Все его представители – невежественные, ограни­ченные люди, бездумно следующие устаревшим принципам и взглядам. Они – настоящие враги просвещения и образования, науки и культуры.

Скудость духа и умение удачно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непри­вычному – основные черты этих людей. Их жизнь основана на морали “покорности и стра­ха”, на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Это на­стоящее сборище ханжей, “знатных негодяев”, мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к “Свободной жизни”, культуре и про­свещению, к малейшему проявлению независи­мой мысли и свободного чувства.

В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любыми средствами добывают почести и богатства, “разливаются в пирах и мотовстве”, живут по заветам и преданьям “минувшего века”, когда идеалом человека считался удачли­вый вельможа, достигший “степеней известных” благодаря своему унизительному раболепству и шутовству. Фамусовское общество чуждо нацио­нальной культуре, русским обычаям, преклоне­ние перед иностранным стало здесь модой, в этом мире готовы обменять “и нравы, и язык, и стари­ну святую, и величавую одежду на другую по шу­товскому образцу”.

В подобном обществе все светлое и чистое об­речено на гибель или изгнание. Здесь нет места искренним чувствам и естественным человече­ским отношениям.

Не случайно автор вводит в свое произведение историю “Любовного треугольника” Чацкого, Софьи и Молчалина. В отношении к самому воз­вышенному чувству – чувству любви раскрыва­ется истинная натура человека, его духовный мир. Отношение Чацкого к Софье глубоко и се­рьезно.

Он по-настоящему любит и ценит девуш­ку, хочет видеть ее своей женой. Тогда как Мол­чалин, вся жизнь которого сосредоточена на стремлении “добиться степеней известных”, в любви видит одно из средств для достижения соб­ственной цели. Сама Софья значительно выделя­ется из фамусовского общества: она намного ум­нее остальных, отличается независимостью пове­дения, ценит в людях ум, доброту, скромность, чистоту души. Именно потому ее и заметил и по­любил Чацкий.

Но, несмотря на свои положи­тельные качества, Софья все-таки принадлежит к московскому дворянскому обществу. И это об­щество с каждым годом все больше “подминает ее под себя”, заставляя жить по его законам и принципам, разделять его взгляды и поддержи­вать его “приговоры”. Так, она, не задумываясь, верит сплетням про сумасшествие героя и даже передает эти слухи другим.

Конечно, безумный, бездушный мир Фамусо­вых, Скалозубов и Молчалиных не способен по­нять и принять умного, образованного, чуткого, независимого в суждениях и поведении Чацко­го. Лучшие человеческие качества и склонности делают героя в представлении окружающих сна­чала “чудаком”, “странным человеком”, а по­том – просто безумцем.

Таким образом, А. С. Грибоедов поднимает в своей комедии важнейшие общечеловеческие вопросы: вопросы нравственности, морали, обра­зования, воспитания; вопросы любви, чести, до­стоинства, благородства, искренности; вопросы истины, правды, человечности. Он разоблачает ничтожный мир фамусовского общества, которое характеризуется низким уровнем образованнос­ти и культуры, в котором отсутствуют высокие чувства, преобладают эгоистические интересы, угодничество, низкопоклонство, деспотичное от­ношение к крестьянам. Автор очень метко фор­мулирует идеалы этого общества: “и награжденья брать и весело пожить”. Но вместе с тем пи­сатель показывает, что в русском обществе есть и люди, подобные Чацкому: умные, честные, бла­городные, искренние, независимые, решитель­ные.

И таких людей становится все больше. А значит, общество идет по пути прогресса.

Глоссарий:

– сочинение на тему проблема ума в комедии грибоедова горе от ума

– сочинение на тему проблема ума в комедии горе от ума

– сочинение рассуждение на тему Горе от ума

– сочинение на тему фамусовское общество в комедии горе от ума

– какие проблемы поднимает грибоедов в комедии горе от ума


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”