Сочинение на тему: Темы и мотивы в поэме Гоголя «Мертвые души»
Темы и мотивы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Мотив — это минимальный значимый компонент сюжета, который может присутствовать в произведениях нескольких писателей. Это так называемые «вечные мотивы» (мотив дороги, мотив одиночества, мотив смерти, мотив суда и т.д.). Кроме того, под мотивом подразумевают сущностный для понимания авторской позиции смысловой элемент.
Это компонент произведения, родственный теме, идее, но не тождественный им (как, например, мотив полнолуния в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова).
Гоголя «Мертвые души».
Основные мотивы, звучащие в произведении, — это мотив суда, мотив героического прошлого, мотив движения и мотив остановившегося времени, мотив бала и ярмарки.
Мотив суда является сквозным мотивом поэмы. Он задается в самом начале поэмы образом прокурора. Затем Коробочка просит у Чичикова листок гербовой бумаги «в суд просьбу подать». Позже мотив этот возникает в связи с образом Ноздрева.
Приехавший капитан-исправник сообщает ему, что помещик находится «под судом до времени окончания решения»
Описывая казенную палату, Гоголь рисует иронический образ Фемиды. «Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей». Мотив суда связан и с образом Чичикова, сумевшего увернуться «из- под уголовного суда» после ссоры и доноса статского советника. «Судьей» предстает и сам Чичиков, один из его обликов в финале — «подосланный чиновник из канцелярии генерал-губернатора для произведения тайного следствия». И в каком-то смысле герой действительно производит «тайное следствие» нравственного состояния губернского города, да и всей России. Завершается развитие этого мотива на высокой ноте — смерти прокурора.
Здесь очевидна гоголевская символика. Суд человеческий ничего не значит в жизни, более того: осуждающие других, более греховны. Но есть высший, Божий суд, о котором автор призывает вспомнить своих героев.
Тема русской истории возникает в поэме описании помещичьего интерьера. В доме Коробочки висит портрет Кутузова, у Собакевича- портрет Багратиона. Чичикова же в финале поэмы считают чуть ли не Наполеоном.
Так мотив войны 1812 года приобретает символический смысл. Помещики, столь нелицеприятно обрисованные Гоголем, представляют собой все же органичную составляющую России. Чичиков же — враг, захватчик России, человек, покушающийся на исконно русское, православное миросозерцание. В. В. Ермилов сравнивает аферу героя с военным походом: «Сюжет поэмы заключается втом, что перед нами развертывается история некоего авантюристического похода за мертвецами.
С этим связана и та ловкость почти военного человека, которую Гоголь не забывает подчеркивать в Чичикове».
Мотив движения связан в поэме с путешествием героя. Как отмечает В. Набоков, с колесом брички ассоциируется округлая фигура самого Чичикова. Движения колеса соответствуют общему продвижению аферы героя. Так, он допускает ошибку, вовлекая в свои махинации Коробочку и Ноздрева.
Между сценами посещения двух этих персонажей есть описание брички Чичикова. «Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно». Отяжелевшие колеса брички тормозят движение героя в поэме именно тогда, когда Чичиков обречен на провал. В финале поэмы разоблачению героя соответствует требующее ремонта колесо брички.
Также звучит в поэме мотив остановившегося времени. В критике уже отмечалось, что действие у Гоголя происходит в неопределенное время года. Когда Чичиков приезжает в город N, то ему навстречу выбегает молодой человек во фраке и картузе.
Сам герой, освоившись в гостинице, также снимает картуз и шерстяную вязаную косынку. Ноздрев и Мижуев одеты в архалук (на Руси — верхняя одежда из шерсти) и венгерку (куртка из сукна). Следовательно, мы можем предположить, что действие в поэме происходит весной или даже летом.
О лете нам напоминают пейзажи маниловской и плюшкинской усадеб. В имении первого мы видим «клумбы с кустами желтых сиреней и акаций», «пруд, покрытый зеленью». В саду Плюшкина «зеленые чащи, озаренные солнцем».
Однако перед подписанием купчей герои уже в теплой зимней одежде — у Чичикова и Манилова на плечах — «медведь, крытый коричневым сукном». В финале поэмы герой простужается, и автор обвиняет в этом «климат многих наших губернских городов». И все эти детали говорят, скорее, о поздней осени или зиме, нежели о лете.
Именно эта неопределенность времени года в повествовании развивает в «Мертвых душах» мотив остановившегося времени.
Другой мотив, звучащий в произведении, — это мотив бала, карнавала, ярмарки. Карнавально-балаганной атмосфере соответствует само сюжетно-композиционное построение поэмы. Как замечает Слонимский, движение в поэме возникает в пустоте, стремительно и быстро развиваясь, оно превращается в «вихрь недоразумений» и сводит всех в разрастающемся до огромных размеров комическом хороводе с Чичиковым в центре. Отметим здесь мотив бала и мотив ярмарки, связанный с образом Ноздрева.
Ярмарка, в свою очередь, ассоциируется с масленицей. Как замечает Е. А. Смирнова, в поэме присутствуют многие атрибуты масленицы — тема ряженых (впечатление Чичикова от Плюшкина), чучела на длинных шестах в огороде Коробочки, блины, которыми она угощала Чичикова. Е.А.
Смирнова отмечает наличие в поэме парных персонажей, что было характерно для Народных фарсовых представлений. Это Селифан и Петрушка, дядя Митяй и дядя Миняй, Ноздрев и его зять Мижуев, дама «просто приятная» и дама «приятная во всех отношениях», чиновники «толстый» и «тонкий», две дочки Плюшкина. Мотив этот имеет большое значение в поэме.
Он создает картины, являющиеся вершиной сатирического искусства Гоголя.
Таким образом, мотивы, звучащие в поэме, разнообразны. Все они способствуют воплощению авторской идеи — показать смело и прямо русскую действительность, дать широкую картину «торжествующего зла».