Сочинение на тему: Темы и мотивы в поэме Гоголя “Мертвые души”

Темы и мотивы в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Мотив – это минимальный значимый компонент сюжета, который может присутствовать в произведениях нескольких пи­сателей. Это так называемые “вечные мотивы” (мотив дороги, мотив одиночества, мотив смерти, мотив суда и т.д.). Кроме того, под мотивом подразумевают сущностный для понимания авторской позиции смысловой элемент.

Это компонент произ­ведения, родственный теме, идее, но не тождественный им (как, например, мотив полнолуния в романе “Мастер и Маргарита” М.А. Булгакова).

Попробуем рассмотреть темы и мотивы, зву­чащие в поэме Н.В.

Гоголя “Мертвые души”.

Основные мотивы, звучащие в произведении, – это мотив суда, мотив героического прошлого, мотив движения и мотив остановившегося времени, мотив бала и ярмарки.

Мотив суда является сквозным мотивом поэмы. Он задается в самом начале поэмы образом прокурора. Затем Коробочка про­сит у Чичикова листок гербовой бумаги “в суд просьбу подать”. Позже мотив этот возникает в связи с образом Ноздрева.

При­ехавший капитан-исправник сообщает ему, что помещик нахо­дится “под судом до времени окончания решения”

по одному делу. Потом мотив суда возникает, когда Чичиков рассматривает список беглых душ Плюшкина. Здесь голоса автора и Чичикова практически сливаются. Гоголь развертывает картину судьбы дво­рового человека Плюшкина, грамотея Попова, живущего в тюрь­ме, пока в суде “производится” его дело.

Описывая казенную палату, Гоголь рисует иронический образ Фемиды. “Фемида про­сто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей”. Мотив суда связан и с образом Чичикова, сумевшего увернуться “из- под уголовного суда” после ссоры и доноса статского советника. “Судьей” предстает и сам Чичиков, один из его обликов в фина­ле – “подосланный чиновник из канцелярии генерал-губерна­тора для произведения тайного следствия”. И в каком-то смысле герой действительно производит “тайное следствие” нравствен­ного состояния губернского города, да и всей России. Заверша­ется развитие этого мотива на высокой ноте – смерти прокуро­ра.

Здесь очевидна гоголевская символика. Суд человеческий ничего не значит в жизни, более того: осуждающие других, более греховны. Но есть высший, Божий суд, о котором автор призы­вает вспомнить своих героев.

Тема русской истории возникает в поэме описании поме­щичьего интерьера. В доме Коробочки висит портрет Кутузо­ва, у Собакевича- портрет Багратиона. Чичикова же в фина­ле поэмы считают чуть ли не Наполеоном.

Так мотив войны 1812 года приобретает символический смысл. Помещики, столь нелицеприятно обрисованные Гоголем, представляют собой все же органичную составляющую России. Чичиков же – враг, зах­ватчик России, человек, покушающийся на исконно русское, православное миросозерцание. В. В. Ермилов сравнивает аферу героя с военным походом: “Сюжет поэмы заключается втом, что перед нами развертывается история некоего авантюристическо­го похода за мертвецами.

С этим связана и та ловкость почти военного человека, которую Гоголь не забывает подчеркивать в Чичикове”.

Мотив движения связан в поэме с путешествием героя. Как отмечает В. Набоков, с колесом брички ассоциируется округлая фигура самого Чичикова. Движения колеса соответствуют об­щему продвижению аферы героя. Так, он допускает ошибку, вов­лекая в свои махинации Коробочку и Ноздрева.

Между сценами посещения двух этих персонажей есть описание брички Чичи­кова. “Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило эки­паж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно”. Отяжелевшие колеса брички тормозят движение героя в поэме именно тогда, когда Чичиков обречен на провал. В финале по­эмы разоблачению героя соответствует требующее ремонта ко­лесо брички.

Также звучит в поэме мотив остановившегося времени. В кри­тике уже отмечалось, что действие у Гоголя происходит в нео­пределенное время года. Когда Чичиков приезжает в город N, то ему навстречу выбегает молодой человек во фраке и картузе.

Сам герой, освоившись в гостинице, также снимает картуз и шерстяную вязаную косынку. Ноздрев и Мижуев одеты в архалук (на Руси – верхняя одежда из шерсти) и венгерку (куртка из сукна). Следовательно, мы можем предположить, что действие в поэме происходит весной или даже летом.

О лете нам напоми­нают пейзажи маниловской и плюшкинской усадеб. В имении первого мы видим “клумбы с кустами желтых сиреней и акаций”, “пруд, покрытый зеленью”. В саду Плюшкина “зеленые чащи, озаренные солнцем”.

Однако перед подписанием купчей герои уже в теплой зимней одежде – у Чичикова и Манилова на плечах – “медведь, крытый коричневым сукном”. В финале поэмы ге­рой простужается, и автор обвиняет в этом “климат многих на­ших губернских городов”. И все эти детали говорят, скорее, о поздней осени или зиме, нежели о лете.

Именно эта неопреде­ленность времени года в повествовании развивает в “Мертвых душах” мотив остановившегося времени.

Другой мотив, звучащий в произведении, – это мотив бала, карнавала, ярмарки. Карнавально-балаганной атмосфере соот­ветствует само сюжетно-композиционное построение поэмы. Как замечает Слонимский, движение в поэме возникает в пусто­те, стремительно и быстро развиваясь, оно превращается в “вихрь недоразумений” и сводит всех в разрастающемся до огромных размеров комическом хороводе с Чичиковым в центре. Отме­тим здесь мотив бала и мотив ярмарки, связанный с образом Ноздрева.

Ярмарка, в свою очередь, ассоциируется с маслени­цей. Как замечает Е. А. Смирнова, в поэме присутствуют многие атрибуты масленицы – тема ряженых (впечатление Чичикова от Плюшкина), чучела на длинных шестах в огороде Коробочки, блины, которыми она угощала Чичикова. Е.А.

Смирнова от­мечает наличие в поэме парных персонажей, что было характер­но для Народных фарсовых представлений. Это Селифан и Пет­рушка, дядя Митяй и дядя Миняй, Ноздрев и его зять Мижуев, дама “просто приятная” и дама “приятная во всех отношениях”, чиновники “толстый” и “тонкий”, две дочки Плюшкина. Мотив этот имеет большое значение в поэме.

Он создает картины, яв­ляющиеся вершиной сатирического искусства Гоголя.

Таким образом, мотивы, звучащие в поэме, разнообразны. Все они способствуют воплощению авторской идеи – показать сме­ло и прямо русскую действительность, дать широкую картину “торжествующего зла”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Темы и мотивы в поэме Гоголя “Мертвые души”