Сочинение на тему: ТЕМА ВОЗМЕЗДИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
М. Ю. Лермонтов. “Смерть Поэта”
В русской прогрессивной литературе XVIII века была популярна идея возмездия, связанная с верой в возможность совершенствования человеческой жизни и истории. Недаром идея возмездия была ярко выражена в творчестве декабристов (у Рылеева в “Видении императрицы Анны”, “К временщику”, а особенно у Кюхельбекера – в “Аргивянах”), Большую
Тема возмездия – одна из самых характерных тем в творчестве Лермонтова. Она имеет много общего с моральным пафосом возмездия в произведениях декабристов и Пушкина, однако в ее основании лежат другие причины. Лермонтовское возмездие родилось из постоянного, мучительно-неотступного одиночества поэта.
Отчаяние, боль и гнев звучат в “Смерти Поэта” – обвинительном приговоре палачам Свободы, Гения и Славы. Это
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Неминуем высший суд справедливости – Божий суд над виновниками трагедии. Но суд земной вершит сам Лермонтов, не прибегая к использованию образа героя. Мало того, Лермонтов предчувствует свою гибель, подобную гибели Пушкина, и наделяет великого поэта своим видением мира, своими чувствами и своей жаждой мщения.
И умер он – с напрасной жаждой мщенъя,
С досадой тайною обманутых надежд.
Стихи Лермонтова обладают удивительным свойством – магическим всеведением и пророчеством. Поэт предвидел и судьбу России (“Предсказание”) и свою судьбу (“1831-го июня 11 дня”).
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет: чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне.
Тема возмездия звучит и в поэмах, в которых Лермонтов всесторонне исследует различные проявления мести и даже подразделяет их. Например, в поэме “Боярин Орша” образы мстителей окружены зловещей атмосферой. Месть их личная, эгоистическая, не просветлена мыслью о справедливости.
Они ведут себя так, как будто им все позволено.
Персонажи поэм “Демон” и “Ангел смерти” также являются мстителями. Но, эта месть другого свойства – демонического. Она рождается в их душах из-за конфликта с Богом и с миром и построена на нежелании смириться с несправедливостью, лежащей в основе всего мироздания.
Герои этих произведений мстят Богу не только за себя, но и за весь обиженный мир.
Совсем другой вид мести отображается Лермонтовым в “Литвинке” (образ Клары) и особенно в “Последнем сыне вольности” и “Измаил-Бее”. Это гражданская месть – месть гордой и лицемерной литвинки Клары, последнего сына новгородской вольности Вадима и пасмурного свободолюбца Измаил-Бея за обиду, нанесенную их родине.
В “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” обнаруживается и другая месть – справедливая личная месть героя-одиночки своевольному отрицательному персонажу Кирибеевичу. И осуществляется это возмездие не властью судьбы и не одной лишь волей Калашникова, но силою совести самого Кирибеевича. Он почувствовал перед поединком роковое смущение (“побледнел в лице…”) и был сражен: Калашников-мститель оправдывается перед читателем.
Все эти виды мести совмещены в образе одинокого мстителя, вступившего в союз с мстящим народом в романе “Вадим” – идейной энциклопедии юношеского творчества Лермонтова. Горбун Вадим обладает огромными духовными возможностями и силами, но также терзается демонической злобой и ненасытной жаждой мщения. Эта злоба вызвана социальной несправедливостью, коварством (разорение семьи Вадима, нищета) и “Божьей несправедливостью” (его уродство), имеет прежде всего личные основания.
Сближение Вадима с восставшим народом объясняется не столько его сочувствием к восставшим, которых он презирает и называет “подлыми рабами”, сколько его желанием использовать их в своих целях. Автор не пытается оправдать поведение своего героя: месть Вадима представлена безнравственной и разрушительной. Лермонтов осуждает как пороки дворянской власти, так и “бессмысленный и беспощадный” крестьянский бунт, однако в романе народная месть не противопоставляется личной мести героя.
В зрелом творчестве лермонтовский “мститель” представлен образами Арбенина из “Маскарада” и Печорина из “Героя нашего времени”. Их месть не носит гражданского оттенка, а выступает как личный протест героя против обыденности и пошлости, “где преступленья лишь да казни”. Лермонтов критичен в оценке такой мести. Он оправдывает желание совершенства, внутренний пафос протеста своего героя, но осуждает его саморазрушительный эгоизм.
Автор вершит суд над мстителем самой действительностью, ее объективными законами. В “Журнале Печорина” введено рассуждение о “правосудии Божием” и о том, что душа сама “наказывает себя”.
В последние годы жизни Лермонтова сильно волнует мысль о возмездии, грозящем герою-индивидуалисту. Автор подчеркивает в герое негативные качества, но при этом указывает на благородный источник тоски героя и его мятежа. Например, образ Демона привлекает как раз тем, что это – страдающий мятежник.
Идея возмездия в творчестве Лермонтова служит прежде всего “очищению” личности.
Глоссарий:
– возмездие сочинение
– сочинение на тему возмездие егэ
– сочинение на тему возмездия
– сочинение на тему оружие возмездия
– чочинение на тему проблема справедливого возмездия