Сочинение на тему: Сюжетно-композиционные особенности поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Сюжетно-композиционные особенности поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Сюжет – это система событий в художественном произведении. Композиция – это построение частей художественного произведения, их расположение, взаимодействие. Сюжети композиция неизменно взаимосвязаны в художественном произведении.
Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные особенности поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
Поэма состоит из четырех частей. Каждая из частей сохраняет относительную самостоятельность
Образы “дольщиков” народа (помещик Оболт-Оболдуев, князь Утятин, пан Глуховский) противопоставлены образу “народного заступника” Гриши Добросклонова, русское традиционное представление
Однако антитеза присутствует не только на уровне образов и идейного смысла произведения. В поэме присутствует еще и художественный контраст. Главы, представляющие одного персонажа, чередуются с главами, изобилующими массовыми сценами. Так, после главы “Поп” следуют главы, широко изображающие народную массу – “Сельская ярмонка”, “Пьяная ночь”, “Счастливые”.
Затем следует глава “Помещик”. Во второй части (“Последыш”) мы встречаем множество массовых сцен. Повествование в третьей части поэмы (“Крестьянка”) сконцентрировано на образе Матрены Тимофеевны.
В последней части (“Пир на весь мир”) есть и массовые сцены, и изображение отдельных персонажей. Кроме того, стоит отметить наличие в поэме большого количества композиционных вставок (песенные фрагменты в главе “Пьяная ночь”, песни в части “Крестьянка”, рассказы и песни в части “Пира на весь мир” – (песни Гриши Добросклонова, “Легенда о двух великих грешниках”, рассказ “Про холопа примерного – Якова верного”, рассказ “Крестьянский грех”),
В основе сюжета поэмы – жанр путешествия. Действие в поэме начинается в неопределенном месте, которым может быть любое местечко средней полосы России (“На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков”). Стоит отметить, что необычным для литературы того времени было введение в поэму пролога (что было характерно для античной, средневековой литературы).
Отметим наличие у Некрасова фольклорных мотивов. Сказочная атмосфера задается в “Прологе” уже соответствующим зачином: “В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…”. С самого начала мы ощущаем здесь особый, почти былинный тон повествования.
Здесь же упоминается леший, семь хохочущих филинов, ворон, говорящая пеночка. С помощью пеночки у крестьян появляется волшебная вещь – “скатерть самобранная”. В этом эпизоде звучит мотив платы за подаренную жизнь. Этот мотив присутствует в русских волшебных сказках (“По щучьему велению”), кроме того, он значим и в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.
Пушкина. Вместе с тем в прологе возникает и мотив поисков правды, характерный для русских социально-бытовых сказок. Правду начинают искать у Некрасова семь героев.
Эта цифра также соотносится с миром мифа, мистики, народной сказки.
Однако семь сказочных героев являются у Некрасова реальными крестьянами, “временно-обязанными”, т.е. автор вводит в поэму реалии исторического времени. После сказочного пролога мы попадаем уже в мир реальной жизни. И здесь у Некрасова звучит мотив дороги.
Образ “широкой дороженьки” открывает первую часть и первую главу поэмы. Здесь крестьяне-правдоискатели встречаются и выслушивают его рассказ, однако он не считает свою долю счастливой. Затем, пройдя несколько безымянных деревень, крестьяне попадают на ярмарку в село Кузьминское (Глава II “Сельская ярмонка”).
Здесь у Некрасова представлена многоцветная крестьянская масса. Перед нами предстает множество героев: и мужик, пробующий ободья, и мужик, сломавший топор, дед, желающий купить внучке башмачки, крестьяне, щедро угощающие актеров. Крестьянский мир обрисован Некрасовым и в следующей главе – “Пьяная ночь”. Здесь также представлены многоцветные картины народной жизни: рассказ о семейных ссорах, о непосильном крестьянском труде, о пьянстве мужиков.
Следующая глава – “Счастливые”. Здесь в виде рассказов о счастье предстают рассказы о несчастьях. Причем, у Некрасова представлены здесь самые разнообразные персонажи: деревенская старуха, питерский каменщик, белорусский крестьянин, старый солдат. “Жизнь народа описана вдоль и поперек, на разных уровнях.
Представлены все возрасты, положения и состояния несчастной мужицкой жизни”.
“…Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!”
Таким образом, мужицкое счастье, по мысли автора, невозможно. Но в этой же главе есть рассказ о Ермиле Гирине, народном герое, прошедшем через испытания, искушение и отдавшего себя на суд людям. Эта часть главы также соотносима с легендой, сказкой. Заключительная глава первой части поэмы – “Помещик”.
Здесь крестьяне встречают помещика Оболта-Оболдуева, однако и тот не считает свою участь счастливой.
Затем герои приходят на Волгу, в деревню Большие Вахлаки (история князя Утятина). Вторая часть поэмы – это глава “Последыш”. Здесь Некрасов представляет нам выжившего из ума князя Утятина. Автор исследует отжившую систему отношений, возникшую между барином и крестьянином после отмены крепостного права.
Крестьяне, потакая прихотям барина, его безумию, а также соблазнясь посулами молодых господ, продолжают играть “камедь”, выдавая себя за крепостных.
Третья часть поэмы рассказывает нам о судьбе русской крестьянки. Решив отыскать счастливицу среди баб, некрасовские странники приходят в село Наготино, откуда их направляют в село Клин. В Клину герои узнают историю Матрены Тимофеевны. Эта часть поэмы – самая большая.
Она включает в себя восемь глав, где перед читателем предстает непростая судьба русской женщины. Матрена Тимофеевна Корчагина представляет собой не только тип “величавой славянки”, идеальной русской женщины-крестьянки, но тип женщины-матери, человека непростой, драматической судьбы. В ранней юности ее выдали замуж, ей пришлось жить в семье свекра, много трудиться.
Волею обстоятельств она потеряла своего первенца Демушку, за которым недосмотрел престарелый дед Савелий. Характерно, что глава о смерти Демушки начата своеобразным художественным предварением – картиной природы: мать-птица рыдает по своим сгоревшим птенцам-детям. Следующая глава (“Волчица”) развивает тему материнской самоотверженности.
Образы волчицы и женщины-матери здесь словно сливаются в некий символ материнства, словно бы переходят в образ матери-природы. И сама героиня в трудную минуту обращается к своей покойной матери. Таким образом, героиня Некрасова выдержала все испытания: изнурительный труд, обиды, голод, болезни, пожары, преследования городского управляющего.
Однако она все вынесла, удары судьбы не смогли сломить ее воли к жизни, ее сильного характера. Она дошла до самой губернаторши, спасая своего мужа от рекрутчины. С тех пор героиню так и прозвали – “губернаторша”.
Матрена Тимофеевна наделена лучшими человеческими качествами – любовью к родному краю, добротой, терпением, мужеством, силой духа.
В четвертой части поэмы завершаются поиски героев. Они вновь возвращаются в село Большие Вахлаки и знакомятся там с Гришей Добросклоновым. По мысли Некрасова, именно этот герой и является счастливым.
Счастье – в борьбе за народную долю.
Художественное пространство произведения расширяется до уровня общероссийского за счет рассказов персонажей и отдельных деталей поэмы. Так многие герои поэмы жили когда-то в Петербурге. Там некогда работал каменщик, встретившийся крестьянам на сельской ярмарке, бывший житель Питера – Яким Нагой, питерским назван и муж Матрены Тимофеевны, Филипп.
Крестьяне Оболта-Оболдуева ездили на заработки в различные города России – в Питер, Киев, Астрахань, Казань. В главе “Сельская ярмарка” упоминается архимандрит Новгородского Юрьева монастыря, в рассказе о богатыре Савелии упоминается Песочный монастырь, находящийся неподалеку от Костромы. Культурное пространство поэмы расширяется за счет фольклорных песен, раскрывающих обычаи русского народа, легенды о Кудеяре, упоминания о книгах Белинского и Гоголя. Историческое, временное пространство поэмы не ограничивается рамками дореформенной и послереформенной России.
В главе “Сельская ярмарка” крестьяне, встреченные странниками, несут портрет прусского фельдмаршала Блюхера. Дед Савелий (“Крестьянка”) в своем рассказе упоминает русско-турецкую войну 1828 года. Матрена Тимофеевна видит памятник Ивану Сусанину в Костроме.
Наконец, в главе “Пир на весь мир” упоминается о старообрядцах, об афонских монахах, участвующих в борьбе греков против турецкого ига в 1821 году.
Таким образом, поэма Н.А. Некрасова предстает великой эпопеей народной жизни. Поэт изображает в ней всю Русь – ее прошлое и настоящее, размышляет о будущем.