Сочинение на тему: Сюжетно-композиционные особенности поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Сюжетно-композиционные особенности поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Сюжет – это система событий в художественном произведе­нии. Композиция – это построение частей художественного произведения, их расположение, взаимодействие. Сюжети ком­позиция неизменно взаимосвязаны в художественном произве­дении.

Попробуем рассмотреть сюжетно-композиционные осо­бенности поэмы Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Поэма состоит из четырех частей. Каждая из частей сохраня­ет относительную самостоятельность

(в каждой из частей есть свои персонажи), но объединены они коллективным, собира­тельным образом семи мужиков, сюжетом-путешествием. В ос­нове композиции поэмы и системы образов – принцип антите­зы. Так, образы “покорных” (холоп князя Переметьева, Яков-верный) противопоставлены в поэме образам крестьян-правдо­искателей, свободолюбивых героев, бунтарей (Яким Нагой, Ер­мила Гирин, семеро странников).

Образы “дольщиков” народа (помещик Оболт-Оболдуев, князь Утятин, пан Глуховский) про­тивопоставлены образу “народного заступника” Гриши Добро­склонова, русское традиционное представление

о счастье про­тивопоставлено новому пониманию.

Однако антитеза присутствует не только на уровне образов и идейного смысла произведения. В поэме присутствует еще и ху­дожественный контраст. Главы, представляющие одного пер­сонажа, чередуются с главами, изобилующими массовыми сце­нами. Так, после главы “Поп” следуют главы, широко изобража­ющие народную массу – “Сельская ярмонка”, “Пьяная ночь”, “Счастливые”.

Затем следует глава “Помещик”. Во второй части (“Последыш”) мы встречаем множество массовых сцен. Пове­ствование в третьей части поэмы (“Крестьянка”) сконцентриро­вано на образе Матрены Тимофеевны.

В последней части (“Пир на весь мир”) есть и массовые сцены, и изображение отдельных персонажей. Кроме того, стоит отметить наличие в поэме боль­шого количества композиционных вставок (песенные фрагмен­ты в главе “Пьяная ночь”, песни в части “Крестьянка”, рассказы и песни в части “Пира на весь мир” – (песни Гриши Доброскло­нова, “Легенда о двух великих грешниках”, рассказ “Про холопа примерного – Якова верного”, рассказ “Крестьянский грех”),

В основе сюжета поэмы – жанр путешествия. Действие в по­эме начинается в неопределенном месте, которым может быть любое местечко средней полосы России (“На столбовой доро­женьке Сошлись семь мужиков”). Стоит отметить, что необыч­ным для литературы того времени было введение в поэму проло­га (что было характерно для античной, средневековой литерату­ры).

Отметим наличие у Некрасова фольклорных мотивов. Сказочная атмосфера задается в “Прологе” уже соответствую­щим зачином: “В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай…”. С самого начала мы ощущаем здесь особый, почти былинный тон повествования.

Здесь же упоминается леший, семь хохочущих филинов, ворон, говорящая пеночка. С помощью пеночки у крестьян появляется волшебная вещь – “скатерть самобранная”. В этом эпизоде звучит мотив платы за подаренную жизнь. Этот мотив присутствует в русских волшебных сказках (“По щучьему велению”), кроме того, он значим и в “Сказке о рыбаке и рыбке” А.С.

Пушкина. Вместе с тем в прологе возника­ет и мотив поисков правды, характерный для русских социаль­но-бытовых сказок. Правду начинают искать у Некрасова семь героев.

Эта цифра также соотносится с миром мифа, мистики, народной сказки.

Однако семь сказочных героев являются у Некрасова реаль­ными крестьянами, “временно-обязанными”, т.е. автор вводит в поэму реалии исторического времени. После сказочного проло­га мы попадаем уже в мир реальной жизни. И здесь у Некрасова звучит мотив дороги.

Образ “широкой дороженьки” открывает первую часть и первую главу поэмы. Здесь крестьяне-правдоис­катели встречаются и выслушивают его рассказ, однако он не считает свою долю счастливой. Затем, пройдя несколько безы­мянных деревень, крестьяне попадают на ярмарку в село Кузь­минское (Глава II “Сельская ярмонка”).

Здесь у Некрасова пред­ставлена многоцветная крестьянская масса. Перед нами пред­стает множество героев: и мужик, пробующий ободья, и мужик, сломавший топор, дед, желающий купить внучке башмачки, кре­стьяне, щедро угощающие актеров. Крестьянский мир обри­сован Некрасовым и в следующей главе – “Пьяная ночь”. Здесь также представлены многоцветные картины народной жизни: рассказ о семейных ссорах, о непосильном крестьянском труде, о пьянстве мужиков.

Следующая глава – “Счастливые”. Здесь в виде рассказов о счастье предстают рассказы о несчастьях. При­чем, у Некрасова представлены здесь самые разнообразные пер­сонажи: деревенская старуха, питерский каменщик, белорусский крестьянин, старый солдат. “Жизнь народа описана вдоль и по­перек, на разных уровнях.

Представлены все возрасты, положе­ния и состояния несчастной мужицкой жизни”.

“…Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!”

Таким образом, мужицкое счастье, по мысли автора, невоз­можно. Но в этой же главе есть рассказ о Ермиле Гирине, народ­ном герое, прошедшем через испытания, искушение и отдавшего себя на суд людям. Эта часть главы также соотносима с легендой, сказкой. Заключительная глава первой части поэмы – “Поме­щик”.

Здесь крестьяне встречают помещика Оболта-Оболдуева, однако и тот не считает свою участь счастливой.

Затем герои приходят на Волгу, в деревню Большие Вахлаки (история князя Утятина). Вторая часть поэмы – это глава “По­следыш”. Здесь Некрасов представляет нам выжившего из ума князя Утятина. Автор исследует отжившую систему отношений, возникшую между барином и крестьянином после отмены кре­постного права.

Крестьяне, потакая прихотям барина, его безу­мию, а также соблазнясь посулами молодых господ, продолжа­ют играть “камедь”, выдавая себя за крепостных.

Третья часть поэмы рассказывает нам о судьбе русской крес­тьянки. Решив отыскать счастливицу среди баб, некрасовские странники приходят в село Наготино, откуда их направляют в село Клин. В Клину герои узнают историю Матрены Тимофеев­ны. Эта часть поэмы – самая большая.

Она включает в себя во­семь глав, где перед читателем предстает непростая судьба рус­ской женщины. Матрена Тимофеевна Корчагина представляет собой не только тип “величавой славянки”, идеальной русской женщины-крестьянки, но тип женщины-матери, человека не­простой, драматической судьбы. В ранней юности ее выдали за­муж, ей пришлось жить в семье свекра, много трудиться.

Волею обстоятельств она потеряла своего первенца Демушку, за кото­рым недосмотрел престарелый дед Савелий. Характерно, что глава о смерти Демушки начата своеобразным художественным предварением – картиной природы: мать-птица рыдает по сво­им сгоревшим птенцам-детям. Следующая глава (“Волчица”) развивает тему материнской самоотверженности.

Образы вол­чицы и женщины-матери здесь словно сливаются в некий сим­вол материнства, словно бы переходят в образ матери-природы. И сама героиня в трудную минуту обращается к своей покойной матери. Таким образом, героиня Некрасова выдержала все испы­тания: изнурительный труд, обиды, голод, болезни, пожары, преследования городского управляющего.

Однако она все вы­несла, удары судьбы не смогли сломить ее воли к жизни, ее силь­ного характера. Она дошла до самой губернаторши, спасая свое­го мужа от рекрутчины. С тех пор героиню так и прозвали – “губернаторша”.

Матрена Тимофеевна наделена лучшими чело­веческими качествами – любовью к родному краю, добротой, терпением, мужеством, силой духа.

В четвертой части поэмы завершаются поиски героев. Они вновь возвращаются в село Большие Вахлаки и знакомятся там с Гришей Добросклоновым. По мысли Некрасова, именно этот герой и является счастливым.

Счастье – в борьбе за народную долю.

Художественное пространство произведения расширяется до уровня общероссийского за счет рассказов персонажей и отдель­ных деталей поэмы. Так многие герои поэмы жили когда-то в Петербурге. Там некогда работал каменщик, встретившийся кре­стьянам на сельской ярмарке, бывший житель Питера – Яким Нагой, питерским назван и муж Матрены Тимофеевны, Филипп.

Крестьяне Оболта-Оболдуева ездили на заработки в различные города России – в Питер, Киев, Астрахань, Казань. В главе “Сель­ская ярмарка” упоминается архимандрит Новгородского Юрье­ва монастыря, в рассказе о богатыре Савелии упоминается Пе­сочный монастырь, находящийся неподалеку от Костромы. Куль­турное пространство поэмы расширяется за счет фольклорных песен, раскрывающих обычаи русского народа, легенды о Кудея­ре, упоминания о книгах Белинского и Гоголя. Историческое, временное пространство поэмы не ограничивается рамками до­реформенной и послереформенной России.

В главе “Сельская ярмарка” крестьяне, встреченные странниками, несут портрет прусского фельдмаршала Блюхера. Дед Савелий (“Крестьянка”) в своем рассказе упоминает русско-турецкую войну 1828 года. Матрена Тимофеевна видит памятник Ивану Сусанину в Кост­роме.

Наконец, в главе “Пир на весь мир” упоминается о старо­обрядцах, об афонских монахах, участвующих в борьбе греков против турецкого ига в 1821 году.

Таким образом, поэма Н.А. Некрасова предстает великой эпо­пеей народной жизни. Поэт изображает в ней всю Русь – ее про­шлое и настоящее, размышляет о будущем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Сюжетно-композиционные особенности поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”