Сочинение на тему: Сатира в произведениях Маяковского
Традиции, заложенные русской классической литературой, были подхвачены в XX веке, особенно в первые годы после революции. Первым из советских сатириков следует, очевидно, назвать Маяковского, который называл сатиру “оружия любимейшего род”. Еще до революции Маяковский написал несколько сатирических “гимнов” (“Гимн ученому”, “Гимн судье”, “Гимн обеду” и др.), в которых в гротескно-иронической форме мнимой похвалы высмеивал социальные порядки старого общества, его науку, литературную критику, а главное – “сытых”,
Эти же самые “сытые”, довольные мещане стали основным объектом сатиры и в послеоктябрьский период творчества Маяковского. Вообще-то Маяковский писал сатиры на все те явления, которые противоречили его романтическому идеалу революции – белогвардейцы (“Окна РОСТа”), дезертиры (“Сказка о дезертире…”), вообще “буржуи” (“Сказка о Пете и Симе”), бюрократизм (“Прозаседавшиеся”), различного рода социально-нравственные уродства (“Трус”,
Для Маяковского эта советская обывательщина страшна прежде всего тем, что она расплодилась повсюду, что она – не буржуи или белогвардейцы, которых можно убить или прогнать, а нечто, укорененное в самой советской системе. Об этой силе приспособления к любому режиму Маяковский с горькой иронией скажет: “Раньше жили своими домками – Теперь зажили своим домкомом”. Мещанство для Маяковского – это своего рода психологическая контрреволюция, а в естественном, в общем-то, желании людей обрести покой, уют, надежное, стабильное существование Маяковский видел признаки застоя, отступление от революционного духа, идеи, которая требовала забвения личного ради неуклонного продвижения общества в будущее. Поэтому наиболее сильное и глубокое сатирическое стихотворение Маяковского – “О дряни”.
Именно в нем дан уничтожающий и в то же время страшный образ пошлости, которая может подчинить себе даже коммунистическую идею. Эмблема советского государства – серп и молот – олицетворяющая для Маяковского высокую социальную идею, становится… женской модой: “И мне с эмблемами платье: Без серпа и. молота не покажешься в свете!” Таким же символом пошлости, подчинившей себе все, выступает и котенок, который греется, лежа на “Известиях”. Да и вообще в жилье мещанина все по-правильному, не придерешься, есть даже портрет Маркса в алой рамочке, но надо всем торжествует символ пошлости и мещанства: “оголтелая канареица”.
Вывод из стихотворения выглядит глубоко эмоционально мотивированным: “Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм канарейками не был побит!”
Маяковский создавал сатирические образы не только в стихах. Его пьесы, в особенности “Клоп” и “Баня”, – это образцы революционных сатирических комедий, где основной объект сатиры все тот же – мещанин, пытающийся приспособиться к коммунизму. Пафос сатиры естественно сочетался у Маяковского с пафосом романтики, стремлением к возвышенному коммунистическому идеалу.