Сочинение на тему: Сатира в произведениях Маяковского

Традиции, заложенные русской классической литературой, были подхвачены в XX веке, особенно в первые годы после ре­волюции. Первым из советских сатириков следует, очевидно, назвать Маяковского, который называл сатиру “оружия любимейшего род”. Еще до революции Маяковский написал не­сколько сатирических “гимнов” (“Гимн ученому”, “Гимн су­дье”, “Гимн обеду” и др.), в которых в гротескно-иронической форме мнимой похвалы высмеивал социальные порядки старо­го общества, его науку, литературную критику, а главное – “сытых”,

довольных жизнью людей. “Я жирных с детства при­вык ненавидеть, / Всегда себя за обед продавая”, – напишет о себе Маяковский.

Эти же самые “сытые”, довольные мещане стали основным объектом сатиры и в послеоктябрьский период творчества Маяковского. Вообще-то Маяковский писал сатиры на все те явления, которые противоречили его романтическому идеалу революции – белогвардейцы (“Окна РОСТа”), дезерти­ры (“Сказка о дезертире…”), вообще “буржуи” (“Сказка о Пете и Симе”), бюрократизм (“Прозаседавшиеся”), различного рода социально-нравственные уродства (“Трус”,

“Подлиза” и др.). Но главным и наиболее ненавидимым объектом сатиры Мая­ковского был все-таки мещанин-обыватель, который умеет пре­красно приспособиться к любой власти, которому в коммуниз­ме важна не идея, а возможность устроить свое личное благополучие.

Для Маяковского эта советская обывательщина страшна прежде всего тем, что она расплодилась повсюду, что она – не буржуи или белогвардейцы, которых можно убить или прогнать, а нечто, укорененное в самой советской системе. Об этой силе приспособления к любому режиму Маяковский с горькой иронией скажет: “Раньше жили своими домками – Теперь зажили своим домкомом”. Мещанство для Маяковско­го – это своего рода психологическая контрреволюция, а в ес­тественном, в общем-то, желании людей обрести покой, уют, надежное, стабильное существование Маяковский видел при­знаки застоя, отступление от революционного духа, идеи, кото­рая требовала забвения личного ради неуклонного продвиже­ния общества в будущее. Поэтому наиболее сильное и глубокое сатирическое стихотворение Маяковского – “О дряни”.

Имен­но в нем дан уничтожающий и в то же время страшный образ пошлости, которая может подчинить себе даже коммунистиче­скую идею. Эмблема советского государства – серп и мо­лот – олицетворяющая для Маяковского высокую социаль­ную идею, становится… женской модой: “И мне с эмблемами платье: Без серпа и. молота не покажешься в свете!” Таким же символом пошлости, подчинившей себе все, выступает и коте­нок, который греется, лежа на “Известиях”. Да и вообще в жи­лье мещанина все по-правильному, не придерешься, есть даже портрет Маркса в алой рамочке, но надо всем торжествует сим­вол пошлости и мещанства: “оголтелая канареица”.

Вывод из стихотворения выглядит глубоко эмоционально мотивирован­ным: “Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм канарейками не был побит!”

Маяковский создавал сатирические образы не только в стихах. Его пьесы, в особенности “Клоп” и “Баня”, – это об­разцы революционных сатирических комедий, где основной объект сатиры все тот же – мещанин, пытающийся приспо­собиться к коммунизму. Пафос сатиры естественно сочетался у Маяковского с пафосом романтики, стремлением к возвы­шенному коммунистическому идеалу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Сатира в произведениях Маяковского