Сочинение на тему: САМОХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧОРИНА (по роману “Герой нашего времени”)
Печорин – один из самых ярких героев в творчестве Лермонтова. Возведение Печорина “в ранг” героя многие считали чем-то близким к святотатству. Царь Николай I в письме к императрице категорично осудил Лермонтова и его произведение. “Господин Лермонтов, – писал он, – был неспособен провести до конца этот благородный и простой характер капитана и заменяет его жалкими и очень малопривлекательными личностями, которые, если бы они и существовали, должны были быть оставлены в стороне, чтобы не возбудить досады”.
Многие
Кроме того, известно, что несколько глав “Героя нашего времени” были почти автобиографичными – “Тамань” (почти
В главе “Бэла” Печорин описывает свою “первую молодость”, ту исходную причину, по которой впоследствии сформировался его несчастный и “скучающий характер”: “В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из-под опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели…и скоро общество мне также надоело”. Эта ранняя “пресыщенность” жизнью вылилась в индивидуалистическую жизненную философию Печорина. Она основана на упадке духа и главной проблеме человечества – нежелании, скорее, страхе признать возможность счастья и славы.
В главе “Бэла” Печорин говорит: “Ни слава, ни счастье (от наук) не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача… Тогда мне стало скучно”.
В характере Печорина явно выражена одна черта, которая, впрочем, и делает его образ “загадочным” – это противоречивость. Печорин это подчеркивает в главе “Княжна Мери”: “У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и разуму”. Печорин осознал это давно, так как “привык себе во всем признаваться”. Он, конечно, понимает, что все его проблемы основаны на внутренней дисгармонии.
Именно эта противоречивость и делает характер Печорина живым, деятельным, хоть и прикрытым “смертной скукой и томным разочарованием”.
Печорин в своем журнале пишет о душевных страданиях и анализирует свою жизнь. Он роняет маленькую фразу: “Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего!” Прошлое мучает его. Печорин снова и снова переживает свои драмы и постоянно, бесконечно ищет возможность других финалов.
Что ему нужно? Чего он ждет от жизни? Печорин сам себе отвечает: “Я уже прошел тот период жизни душевной, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, – теперь я только хочу быть любимым… даже, мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!” Эти строчки – мольба одинокого человека о понимании, о несбыточном успокоении страждущей души. Этот порыв Печорин прерывает, как бы опомнившись, насмешкой над своими собственными словами.
Теперь понятна любовь Печорина к Вере, основанная на “родстве душ”: “это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?”
Печорин самокритичен, что указывает на его ум и способность к самоанализу. Он оправдывает (вполне возможно, что и любит) свою злость и жестокость: “Я смотрю на страдания, радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”.
В чем выражается эта поддержка? Вероятно, в осознании того, что другие тоже несчастны, что Печорин не один переживает трагедию жизненных неудач. Это примиряет его с обществом: “Если я страдаю, то пусть и другие страдают”.
И в этой слепой обиде на судьбу он извращает все понятия и чувства, принимая этот суррогат за истину: “быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость… Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности…”
Эта мысль Печорина ужасна, но в то же время она является глубокой философской истиной, тщательно обдуманной и обоснованной. Чтобы прийти к такой идее, человек должен разделять понятия добра и зла, испытать на себе искушение зла и понять его разрушающее действие. Теперь можно понять, что предположение о детском обиде Печорина на весь мир необоснованно.
Безрассудности поступков, взрыва страсти Печорин себе не позволяет, каждый его шаг выверен и взвешен. Его выводы поразительно глубоки и верны, хотя, на первый взгляд, кажутся признаками черствого сердца: “Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежат юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться”. Придавая в юности большое значение страстям, Печорин разочаровался в жизни: “Я видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался.
И тогда в груди моей родилось отчаяние… я сделался нравственным калекой”.
Отчаяние – это та же страсть, которую нельзя допустить в душу, что сделал Печорин, подчиняясь своему характеру. Отчаяние навсегда сделало невозможным счастье для Печорина. Он решил, что нечего больше ждать от жизни, оставляя при этом маленькую лазейку для счастья: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?
А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных”. Печорин понимает бесплодность своей жизни и жестоко осуждает себя за то, что никому не принес пользы и радости: “Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил себя”.
Печорин любит лишь себя и для себя и сильнее всех ненавидит только себя. Осознавая это, он не пытается что-нибудь изменить к лучшему. Было это слабостью или силой характера, отчаянием или следованием своей предугаданной судьбе?
Печорин – символ противоречия, страдающего одиночества, жестокой гордости. В этом и кроется основная причина его жизненной драмы.
Глоссарий:
– самохарактеристика печорина
– сочинение по роману герой нашего времени
– самохарактеристика
– цитатная самохарактеристика печорина
– сочинение на тему мой печорин