Сочинение на тему: САМОХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧОРИНА (по роману “Герой нашего времени”)

Печорин – один из самых ярких героев в творче­стве Лермонтова. Возведение Печорина “в ранг” героя многие считали чем-то близким к святотатству. Царь Николай I в письме к императрице категорично осудил Лермонтова и его произведение. “Господин Лермон­тов, – писал он, – был неспособен провести до конца этот благородный и простой характер капитана и заме­няет его жалкими и очень малопривлекательными лич­ностями, которые, если бы они и существовали, долж­ны были быть оставлены в стороне, чтобы не возбу­дить досады”.

Многие

критики утверждают, что эту “жалкую лич­ность” Лермонтов списал с самого себя. Спустя 20 лет после смерти Лермонтова его друг детства А. П. Шан-Гирей писал: “…насколько мне известно, ни в характере, ни в обстоятельствах жизни ничего нет общего между Печориным и Лермонтовым, кроме ссылки на Кавказ”. Но, тем не менее, автор, создавая своего героя, вложил в его уста свои мысли, снабдил его некоторыми из своих жизненных позиций. В результате Печорин приобрел сходство с автором.

Кроме того, известно, что несколько глав “Героя нашего времени” были почти автобиогра­фичными – “Тамань” (почти

полностью) и “Княжна Мери” (частично). В этих главах автор дает самохарак­теристку этого загадочного героя – Печорина-Лермон­това, применяя жанр дневниковых записей.

В главе “Бэла” Печорин описывает свою “первую молодость”, ту исходную причину, по которой впос­ледствии сформировался его несчастный и “скучаю­щий характер”: “В первой моей молодости, с той ми­нуты, когда я вышел из-под опеки родных, я стал на­слаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели…и скоро общество мне также на­доело”. Эта ранняя “пресыщенность” жизнью выли­лась в индивидуалистическую жизненную филосо­фию Печорина. Она основана на упадке духа и глав­ной проблеме человечества – нежелании, скорее, страхе признать возможность счастья и славы.

В гла­ве “Бэла” Печорин говорит: “Ни слава, ни счастье (от наук) не зависят нисколько, потому что самые счаст­ливые люди – невежды, а слава – удача… Тогда мне стало скучно”.

В характере Печорина явно выражена одна черта, которая, впрочем, и делает его образ “загадочным” – это противоречивость. Печорин это подчеркивает в главе “Княжна Мери”: “У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и разуму”. Печорин осознал это давно, так как “привык себе во всем признаваться”. Он, конечно, понимает, что все его проблемы основаны на внутренней дисгармонии.

Именно эта противоречивость и делает характер Печо­рина живым, деятельным, хоть и прикрытым “смерт­ной скукой и томным разочарованием”.

Печорин в своем журнале пишет о душевных стра­даниях и анализирует свою жизнь. Он роняет малень­кую фразу: “Я глупо создан: ничего не забываю, – ни­чего!” Прошлое мучает его. Печорин снова и снова пе­реживает свои драмы и постоянно, бесконечно ищет возможность других финалов.

Что ему нужно? Чего он ждет от жизни? Печорин сам себе отвечает: “Я уже прошел тот период жизни душевной, когда сердце чув­ствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, – теперь я только хочу быть любимым… даже, мне кажется, одной постоянной привязанности мне бы­ло бы довольно: жалкая привычка сердца!” Эти строч­ки – мольба одинокого человека о понимании, о не­сбыточном успокоении страждущей души. Этот порыв Печорин прерывает, как бы опомнившись, насмешкой над своими собственными словами.

Теперь понятна любовь Печорина к Вере, основанная на “родстве душ”: “это одна женщина, которая меня поняла совер­шенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?”

Печорин самокритичен, что указывает на его ум и способность к самоанализу. Он оправдывает (вполне возможно, что и любит) свою злость и жестокость: “Я смотрю на страдания, радости других только в отноше­нии к себе, как на пищу, поддерживающую мои ду­шевные силы”.

В чем выражается эта поддержка? Вероятно, в осо­знании того, что другие тоже несчастны, что Печорин не один переживает трагедию жизненных неудач. Это примиряет его с обществом: “Если я страдаю, то пусть и другие страдают”.

И в этой слепой обиде на судьбу он извращает все понятия и чувства, принимая этот суррогат за истину: “быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положи­тельного права, – не самая ли сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость… Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности…”

Эта мысль Печорина ужасна, но в то же время она является глубокой философской истиной, тщательно обдуманной и обоснованной. Чтобы прийти к такой идее, человек должен разделять понятия добра и зла, испытать на себе искушение зла и понять его разру­шающее действие. Теперь можно понять, что предпо­ложение о детском обиде Печорина на весь мир нео­боснованно.

Безрассудности поступков, взрыва страсти Печо­рин себе не позволяет, каждый его шаг выверен и взвешен. Его выводы поразительно глубоки и верны, хотя, на первый взгляд, кажутся признаками черство­го сердца: “Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежат юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волновать­ся”. Придавая в юности большое значение страстям, Печорин разочаровался в жизни: “Я видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выго­дами, которых я так неутомимо добивался.

И тогда в груди моей родилось отчаяние… я сделался нравст­венным калекой”.

Отчаяние – это та же страсть, которую нельзя до­пустить в душу, что сделал Печорин, подчиняясь свое­му характеру. Отчаяние навсегда сделало невозмож­ным счастье для Печорина. Он решил, что нечего боль­ше ждать от жизни, оставляя при этом маленькую лазейку для счастья: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?

А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных”. Печорин понимает бесплодность своей жизни и жестоко осуждает себя за то, что нико­му не принес пользы и радости: “Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил себя”.

Печорин любит лишь себя и для себя и сильнее всех ненавидит только себя. Осознавая это, он не пы­тается что-нибудь изменить к лучшему. Было это сла­бостью или силой характера, отчаянием или следова­нием своей предугаданной судьбе?

Печорин – символ противоречия, страдающего одиночества, жестокой гордости. В этом и кроется ос­новная причина его жизненной драмы.

Глоссарий:

– самохарактеристика печорина

– сочинение по роману герой нашего времени

– самохарактеристика

– цитатная самохарактеристика печорина

– сочинение на тему мой печорин


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: САМОХАРАКТЕРИСТИКА ПЕЧОРИНА (по роману “Герой нашего времени”)