Сочинение на тему: Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Шинель”



Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много пора­зительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фанта­стическое с реальным.

Читая произведения Гоголя, с каждым разом убеждаешься в том, что основа его произведений – комическая. Это карнавальность, когда все наде­вают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, и все перемешивается.

В повести “Шинель” Гоголь рассказывает историю нелегкой жизни “маленького

человека” Акакия Акакиевича Башмачкина, жизнь которого подчинена традиции и довольного автоматизмом своей жизни. В этом произ­ведении переплелось комическое и трагическое, реальное и фантастическое. Улыбку вызывает история его рождения, выбор имени героя.

Ему доста­лась должность чиновника, которого никто никогда не уважал, не замечал. Только когда его слишком допекали сослуживцы, он просил: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” Автор с горечью пишет о том, как много в человеке бесчеловечного, как много скрыто свирепой грубости и утончен­ной, жестокой светскости. Бедность Башмачкина вызывает,

конечно, сочувст­вие, но цель его жизни (приобрести новую шинель) – слишком ничтожна для человека.

И вот пришел счастливый день: мечта Акакия Акакиевича сбылась. Бесцветный и безропотный “маленький человек”, жизнь которого сведена к исполнению должности, в новой шинели почувствовал себя ге­роем, даже получил приглашение в гости к чиновнику-сослуживцу, где соби­рался отметить радостное событие. Как мало человеку надо, чтобы быть счастливым!

Кража шинели обернулась для героя мукой. Он пытался найти защиту у властей, но “значительное лицо топнуло ногой” – и Башмачкина вы­швырнули вон. Бездушие высокопоставленного чиновника вызывает от­вращение.

Никем не защищенный, Акакий Акакиевич умирает. Исчезло и скры­лось существо, никому не дорогое, ни для кого не интересное. Возмездие Гоголь изобразил в фантастическом плане.

Фантастический финал повес­ти оправдан отношением писателя к обиженному “брату” своему.

Мертвец Башмачкин явился “значительному лицу” на улице и снял с него шинель. Это происшествие хоть как-то смягчило деспотический нрав начальника, он даже реже стал говорить подчиненным: “Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?” Гоголь то сочувствует своему герою, то осу­ждает его за низменность целей, за бессловесность и рабскую покорность.

В повести “Шинель” я не сразу точно определила, что реальность, а что вымысел. Бедность, убогость жизни Акакия Акакиевича Башмачкина доведена автором до абсурда и фантастики (ходя по улице, он очень осто­рожно ступал по камням и плитам, почти не касался их), так же, как и спо­собность “маленького человека” видеть в буквах характеры, а в улице – страну с людьми – буквами и словами. В противоположность этому не­сколько дней шумной жизни после смерти Башмачкина – явная ирреаль­ность – всегда может быть непомерной фантазией и страхом одного из департаментских чиновников, значительного лица и коломенского будоч­ника.

Каждый отдельный характер – это правда, а совокупность их, обра­зуемое ими общество и вытекающие отсюда приключения, – это их фан­тастическая и неправдоподобная сторона.

В “Шинели” же, если говорить об одурачивании, связанном с чем-то ирреальным, присутствуют слухи о шумной жизни Акакия Акакиевича после смерти. Кульминационным моментом, приводящим к развязке, в одном случае к материальной смерти Башмачкина, а в другом случае к исчезно­вению его призрака, является сцена грабежа. Эта сцена повторяется дважды. Отнимают в обоих случаях шинель, но один грабеж – совершенно реаль­ное, а другой связан с мистикой.

В “Шинели” мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета, они, можно сказать, олицетворяются, персо­нифицируются. С вещами же связаны самые необыкновенные происшест­вия. В “Шинели” верхняя одежда, шинель, становится пределом мечта­ний.

Для Башмачкина – это не только деталь гардероба, но и объект любви. Новая шинель была последней мечтой согреться в холодном мире Петер­бурга – этого символа вечного адского холода. Шинель порождает кон­фликт, трагический гротеск перерастает в фантастику.

В “Шинели” герои произведения не имеют собственного лица, зато вещи и материальные ценно­сти одушевляются. Общая тональность в “Шинели” не очень оптимистичная, несмотря на то, что ирония Гоголя также присутствует в сцене крещения Акакия Акакиевича.

В произведении “Шинель” везде сцены повседневного быта, смех сквозь слезы, комическое обнаруживаются здесь только с появлением фантаста-

ки. Мир вещей и связанные с ними происшествия – это яркое дополнение к их духовной жизни. Шинель для Башмачкина – это его мир, любовь, мечта, смысл жизни. Башмачкин не смог перенести кражи своей шинели, тщетности своей мечты.

И незлобивый мелкий чиновник, обладающий духовной силой и противостоящий бездушию общества, умирает.

Элементы ирреального, необычного присутствуют практически во всех произведениях Гоголя. Гипербола, гротеск, “завуалированная” и явная фанта­стика помогали писателю рассмешить зрителя и читателя, а смехом, по мне­нию Гоголя, можно вылечить все болезни в обществе – как народа, так и отдельных личностей.

Рецензия

В сочинении о герое повести “Шинель” полно и целенаправленно рас­крыта тема, показано, как реальность и фантастика причудливо перепле­таются в повествовании о несчастном “маленьком человеке” Акакии Ака­киевиче Башмачкине, для которого новая шинель была последней мечтой согреться в холодном мире Петербурга – символа вечного адского холода. Строго отобран материал, правильно используется текст повести, его наи­более существенные факты, раскрывающие роль фантастики в художест­венном произведении. В работе прослеживаются четкие логические связи.

Сочинение написано хорошим литературным языком в жанре литературно-критической статьи.

Глоссарий:

– реальное и фантастическое в повести Гоголя нос

– реальное и фантастическое в повести гоголя нос сочинение

– сочинение на тему реальное и фантастическое в повести гоголя нос

– реальное и фантастическое в повести Н В Гоголя Нос

– сочинение реальное и фантастическое в повести гоголя нос


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Шинель”