Сочинение на тему: Проблематика и система образов в повести “Поединок”



Повесть “Поединок” отображает армейский быт и нравы во­енной среды. Картина жизни пехотного полка достигает боль­шого типического обобщения, становится, по словам самого Куприна, “поединком с царской армией”. В повести представ­лены две группы персонажей: с одной стороны, полностью бесправные рядовые солдаты, с другой – жестокие, нравст­венно опустошенные офицеры. Куприн даже эпизодические пер­сонажи рисует с глубоким проникновением в психологию, выделяет свойственные каждому черты, подчеркивает ин­дивидуальность.

Вместе

с тем он показывает то общее, что свой­ственно всем солдатам, – все они жертвы издевательства и унижения. Почти символичной в своей предельной обобщен­ности становится фигура доведенного до крайней степени от­чаяния Хлебникова.

Тщедушный, больной, с лицом “в кулачок” и с глазами, в которых “застыл тупой покорный ужас”, этот “солдатик” – объ­ект постоянных издевательств и насмешек. Куприн показывает безропотность Хлебникова, его неспособность не только дать отпор, но даже подумать о сопротивлении. Единственная мысль, которая приходит к нему, это мысль о самоубийстве.

Образом

Хлебникова Куприн показывал, что солдаты “с их однообразно­покорными и обессмысленными лицами – на самом деле жи­вые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком”.

Куприн при создании образов стремится, с одной стороны, выявить индивидуальность личности, с другой – социально ти­пизирует ее. Типовое лицо имеет офицерство, отделенное от на­рода, несшее в массе своей “службу, как принудительную, не­приятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее”. Отсюда и пьянство, и дикий разврат, и картежные игры.

Опус­тившиеся в моральном отношении офицеры тем не менее счи­тают себя высшей кастой, презрительно относятся ко всем, кто без погон. В каждом из них сидит жажда истребления, их пьянит запах крови. Особенно ярко это представлено в образе Осадчего.

Жестокость его не знает предела, именно в его роте каждый год происходят самоубийства солдат. В нем живет кровожадность гру­бого средневекового завоевателя, готового уничтожать все рав­но кого и во имя чего. Под стать Осадчему Бек-Агамалов, Арчаковский.

Это по-своему несчастные люди, тоже жертвы “какого-то злого, сумбурного демона”. Они сами иногда “ощущают ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных, темный разум которых вдруг осветился ярким человеческим сознанием”.

В повести ставится проблема разрушения человеческой лич­ности под воздействием среды. Каждый из офицеров хотя бы на миг показан таким, каким он мог бы стать, если бы не губи­тельное воздействие армейской жизни. Пути сопротивления раз­рушительной силе среды разные у Шурочки, Назанского и Ро­машова.

Шурочка ищет способ утверждения личности в эгоцен­тризме, Назанский – в сверхиндивидуализме.

В образе Назанского особенно важна обличительная направ­ленность. Он выступает против самодержавия:

“…в лице этого двухголового чудовища я вижу все, что свя­зывает мой дух, насилует мою волю, унижает мое уважение к своей личности”. Назанский предчувствует неотвратимость со­циальных потрясений. Он мечтает о “грядущей богоподобной жизни”, но путь к ней видит в теории сверхчеловека.

Осознание своего “я”, пробуждение личности воплощено в образе подпоручика Ромашова. Свойственные юности романти­ческие мечты о подвиге, о красивой и изящной жизни входят в противоречие с тем, что он видит в армейском быту. Он ощуща­ет свое “одиночество, затерянность среди чужих”.

Ромашов на­чинает размышлять о положении человеческой личности в обще­стве, о возможности исправления несправедливого мира. Его “ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей ин­дивидуальности”, а отсюда и индивидуальностей других. Рома­шов заступается за Хлебникова, предотвращая его самоубийст­во: “Бить солдата бесчестно. Нельзя бить человека, который не только не может тебе ответить, но даже не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара.

Не смеет даже откло­нить головы”.

В мечтах и размышлениях Ромашова отразилось духовное “рас­прямление” личности. Поединок с собой завершился победой человека над офицером. Но дуэль, поединок с Николаевым, за­канчивается гибелью Ромашова.

Такой финал соответствовал высокому обличительному пафосу повести и неопределенности позитивной программы писателя.

Глоссарий:

– образ осадчего в повести поединок

– образ хлебникова в повести поединок

– образы солдат в повести поединок

– образ Осадчего

– проблематика повести поединок


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Проблематика и система образов в повести “Поединок”