Сочинение на тему: ПОЭЗИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ



Годы Великой Отечественной войны вызвали небы­валый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Появляются про­никновенные стихи, в которых образ Родины, России наполняется исторической глубиной (“Дума о России” Д. Кед­рина, “Поле русской славы” С. Васильева, “Слово о Рос­сии” М. Исаковского). Особое значение приобретает чув­ство национального самосознания (К.

Симонов “Ты помнишь, Алеша…”).

Для многих поэтов годы войны явились новой стра­ницей творчества, переломным

рубежом, перестроившим их стиль (Пастернак, Ахматова).

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывный, агитационный ха­рактер. Особое значение в поэзии военного периода имела пес­ня. В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача “Священная война”, которая стала поэтической эмблемой Вели­кой Отечественной войны.

В “Священной войне” гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии.

Призывный характер имела “Песня смелых” А. Суркова. Очень важно было дойти

до души, до сердца защитника Родины. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос.

Самые сокровенные движения души приобретали характер типи­ческих, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней слива­лись с любовью к родной земле. Написанные в годы войны “В приф­ронтовом лесу”, “Огонек”, “Лучше нету того цвету…” М. Исаков­ского, “В землянке”, “Лирическая песня” А. Суркова, “Темная ночь” В. Агатова, “Соловьи” А. Фатьянова, “Заветный камень” А. Жарова раскрывали душу народа. В песнях находили место любовь и ненависть, свободолюбие, “благородная ярость”.

В начале войны в поэзии существовали две контрастные крас­ки – черная и белая, два чувства – ненависть и любовь. Посте­пенно “плакатная” поэзия обогащалась оттенками чувств, при­обретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и одновременно индивидуальная, личная интонация.

Война выступала не только в своей общей, нерасчлененной сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

Одной из самых глубоко лирических книг военного времени была “Фронтовая тетрадь” А. Суркова. Стихи, написанные во вре­мя отступлений, передают прерывистое, тяжелое дыхание боев, отхода советских войск вместе с жителями оставляемых районов:

Толпы людей без конца и числа Шли им навстречу в утренней рани.

Помню: старуха козленка вела,

Девочка в тонких ручонках несла Маленький кустик чахлой герани.

Гнал их из города ужас ночной,

Пламя ревело за их спиной.

Главная идея сборника – ненависть к захватчикам и чувство мести. Располагая стихи по циклам, Сурков неизменно откры­вает их рубрикой: “Я пою ненависть”. Своеобразие лирики Сур­кова заключается в сочетании камерности голоса с высокой па­тетикой содержания, в изображении великих событий через тра­гические подробности войны.

Сурков считал себя солдатским, “окопным” поэтом, смысл творчества которого – дойти до сердца солдата, поддержать его простым задушевным словом. Поэтому он отрицал “красивую” поэзию, отвлеченную от страшных будней войны:

Привычной меркой без толку не мерьте Все, что грозой войны потрясено.

Тому, кто ходит близко возле смерти,

На свете видеть многое дано. …

Когда снега багрились кровью ало,

С души солдатской, что таить греха,

Как мертвый лист по осени, опала Красивых слов сухая шелуха.

Близким по восприятию войны к Суркову был К. Симонов. Одно из первых военных стихотворений его посвящено А. Сур­кову – “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” Это ли­рическая поэма, в центре которой – образ Родины. Поэт пони­мает, что Родина – это прежде всего народ, та “седая старушка в солопчике плисовом, весь в белом, как на смерть одетый ста­рик”.

Родина постигается душевно, эмоционально. Симонов гор­дится тем, что он – русский,

Что русская мать нас на свет родила,

Что в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.

Стихотворение построено на двух потоках – уходящая на вос­ток, отступающая армия и уплывающая из виду, остающаяся врагу родная земля.

В стихотворении “Родина” Симонов вновь обращается к теме земли, нации, народа. “Большая” Родина, вся страна отражает­ся в конкретной “малой” родине, в том кусочке земли,

…где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Нежное лирическое чувство любви перерастает в патетиче­ское ораторское заключение:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно холодать и голодать,

Идти на смерть… Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Любимым лирическим стихотворением Симонова среди сол­дат стало “Жди меня”, написанное как заклинание бойца своей любимой.

Во время войны очень распространенным жанром была бал­лада, которая давала возможность изображения героического поступка в развернутом виде. В основе баллады Симонова “Сын артиллериста” лежит один эпизод – героический поступок Лень­ки, вызвавшего на себя огонь батареи. Драматизм события уг­лублялся тем, что огонь корректирует отец Леньки.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям: “Баллада о трех коммунистах” Н. Тихо­нова, “Баллада о боевом знамени” И. Сельвинского, “Баллада о красноармейце Демине” А. Прокофьева.

Любовью к человеку-соотечественнику, болью за трагические судьбы, изломанные жизни пронизаны стихи М. Исаковского. Поэт писал не только песенные стихи, но и глубокие психоло­гические размышления о судьбе солдата, у которого “враги со­жгли родную хату, сгубили всю его семью”. Одой русской жен­щине звучат строки одноименного стихотворения.

Поэт восхи­щается силой, выносливостью, мужеством женщины, которая “со своею судьбою осталась один на один”. В стихотворении соз­дан образ верной, чистой подруги, жены, сестры, чьими труда­ми и молитвами поддерживался воинский дух:

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила,

Такая безмерная тяжесть На женские плечи легла

Большое развитие в годы войны получила поэма, которая мог­ла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое. Наибо­лее известными были “Сын” П. Антокольского, “Зоя” М. Алигер, “Февральский дневник” О. Берггольц, “Василий Теркин” А. Твар­довского.

В период Великой Отечественной войны вся поэзия была объ­единена единым чувством – любви к Родине. Характерной осо­бенностью поэзии были сочетание драматизма и лиризма, про­стота и народность языка.

Глоссарий:

– поэт на войне и о войне сочинение

– поэзия военных лет

– образ родины в поэзии военных лет

– Сочинение Поэт на войне и о войне

– сочинение на тему песни военных лет


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ПОЭЗИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ