Сочинение на тему: Поэтические особенности ранней лирики Заболоцкого

Поэтические особенности ранней лирики Н. А. Заболоцкого

Обретение Н. Заболоцким собственного поэтического голоса во многом связано с выходом в 1929 году сборника его стихов “Столбцы”. Книга носи­ла явно экспериментаторский характер. И прежде всего это касалось откры­тия Заболоцким нового жанра столбцов, своеобразного синтеза оды, балла­ды, литературной пародии, в котором стало возможным сочетание несоче­таемого, столкновение высокого и низкого, их взаимопроникновение.

Писатель вспоминал в автобиографии: “По выходе из армии

я попал в обстановку последних лет нэпа. Хищнический быт всякого рода дельцов и предпринимателей был глубоко чужд и враждебен мне. Сатирическое изображение этого быта стало темой моих стихов 1926-1928 годов, ко­торые впоследствии составили книжку “Столбцы”.

Надо сказать, что быт советской России действительно казался поэту отталкивающим: он с удивлением наблюдал грязные и мрачные “колодцы” городских дво­ров, зловонные выгребные ямы, рынки и толкучки, наполненные пест­рым людом: нищими, спекулянтами, калеками. Одна из реалий тогдаш­ней жизни, пивная, описана в стихотворении “Красная Бавария”

(в по­здней редакции “Вечерний бар”):

В глуши бутылочного рая,

Где пальмы высохли давно,

Под электричеством играя,

В бокале плавало окно.

Оно, как золото, блестело, Потом садилось, тяжелело,

Над ним пивной дымок вился… Но это рассказать нельзя.

И в том бутылочном раю Сирены дрогли на краю Кривой эстрады. На поруки Им были отданы глаза.

Они простерли к небесам Эмалированные руки И ели бутерброд от скуки.

Поэтическая система стихотворения имеет вполне ясную смысловую направленность: поэт стремится ударить в нэповский быт, взорвать его изнутри силой художественного слова. Отсюда в приведенном отрыв­ке – иронические метафоры (“в глуши бутылочного рая”, “сирены”, то есть певицы, руки которых кажутся “эмалированными” от яркого электрического света); эффектные зрительные образы, в которых стал­киваются разные по масштабу детали (бокал и отражающееся в нем, “плавающее” окно, которое “садилось, тяжелело”). Заболоцкий придви­гает картину вплотную к глазам зрителя.

Она становится рельефной, выпуклой, одушевленной.

Подобные изобразительные приемы использованы поэтом в стихотво­рении “Свадьба”, где вещи наделяются самостоятельным бытием: здесь сковорода “сидит орлом” и “над нею проклинает детство цыпленок, си­ний от мытья”. Перед нами не только ироническое описание вещей и предметов, но и людей на свадьбе, которые напоминают Заболоцкому те же вещи в силу своей бездуховности и ограниченности:

Мясистых баб большая стая Сидит вокруг, пером блистая,

И лысый венчик горностая Венчает груди, ожирев В поту столетних королев.

Поэт задыхается в пошлой атмосфере свадьбы, и в его изображении она постепенно перерастает в фарс и ужас: танец превращается в чудовище со “скорченными ногами”, поп не поет, а “воет”, бокалы становятся “пудо­выми” и “ревут”. Да и сам дом, в котором разыгралась эта гротескная свадьба, подобен “норе”. В противоречивых ощущениях художника кро­ется понимание того, что звериное и вещное действительно живет в чело­веке и человек его преодолевает.

В конечном итоге именно из этого живот­ного хаоса, по мнению Заболоцкого, вырастает разумное и живое.

Можно назвать еще ряд стихотворений, в которых тоже возникают “кошмары бытия”, пошлости быта. Это, например, страшный фокстрот из стихотворения с одноименным названием, “уроды, словно истука­ны”, обитающие во мраке нэповского базара (“На рынке”), это хлебопе­ки, превращающиеся в идолов с тиарами на головах (“Пекарня”).

Но жутким кошмарам противостоит скрытый образ поэта-человека, “праведника отважного”, в котором прорастает пафос лирического “я” Заболоцкого. А также сказочная радость человеческого обихода, как в стихотворении “Рыбная лавка”:

Тут тело розовой севрюги,

Прекраснейшей из всех севрюг,

Висело, вытянувши руки,

Хвостом прицеплено на крюк.

Под ней кета пылала мясом,

Угри, подобные колбасам,

В копченой пышности и лени Дымились, подогнув колени,

И среди них, как желтый клык,

Сидел на блюде царь-балык.

На примере этого отрывка хорошо видно, что Заболоцкий вводит в образ­ный строй живописные приемы. Подбор метафор по подобию формы или цвета, четкое представление о взаимном расположении предметов – все го­ворит об интересе поэта к живописи. И действительно, в 20-е годы он увле­кался творчеством Филонова, Шагала, Малевича, на всю жизнь полюбил картины Брейгеля.

Позднее признавал родственность своего раннего твор­чества примитивизму Руссо. Со временем круг художников, у которых За­болоцкий учился видеть мир, менялся, но интерес к живописи сохранился на всю жизнь. В 1958 году Б. Пастернак так написал о встрече с Заболоц­ким: “Когда он тут читал свои стихи, мне показалось, что он развесил по стенам множество картин в рамках, и они не исчезли, остались висеть…”

Оценивая поэтику цикла “Столбцы”, можно сказать, что она была и традиционной, и новаторской. Традиционными были пластическая конкретность, внутренняя законченность, некоторые приемы русского модернизма и футуризма. Новаторство составляли сдвиги и нагроможде­ния словесных образов, контрастные переходы высокого и низкого. Ко­нечно, стихи этого сборника были многоплановы, их воздействие на чи­тателей не было одинаковым.

Поэтому критические оценки были раз­личными: от восторженных похвал до резкого неприятия. Но одно каче­ство этих стихов было несомненным: дух раблезианства, карнавальной пляски, цирковой феерии. По словам критика Д. Максимова, Заболоц­кий любовался в “Столбцах” “грубой и тупой, но остро ощутимой мате­риальностью, фламандской плотью этого мира, громыханием его тяже­ловесной материи, его грузной, утробной, но красочной жизненностью”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Поэтические особенности ранней лирики Заболоцкого